территория или топи что лучше
Затягивают не на шутку: «Топи» и другие жуткие российские мистические сериалы.
Первую версию сценария Дмитрий Глуховский написал в конце 2011 года, но вышел сериал только сейчас. Это история о том, как пятеро молодых москвичей убегают в монастырь неподалеку от заброшенной деревни Топи. Для них эта поездка — приключение, способ забыться, отвлечься, переключиться и в каком-то смысле даже убежать от проблем. Но только от себя не убежишь, так что череда странных событий сталкивает ребят лицом к лицу с тем, от чего они бежали. По духу напоминает «Твин Пикс», ну а Иван Янковский тут очень хорош.
Где смотреть: КиноПоиск
«Водоворот»
После развода Агния Дитковските и Алексей Чадов продолжают вместе работать и отдыхать. Они проводят отпуск с маленьким сыном Федором, играют супружескую пару в спектакле «Незнакомка», а в начале прошлого года актеры стали ведущими реалити-шоу «Союзники» на СТС, где также участвовали разведенные пары. «У нас был совместный путь длиной в 10 лет, и за это время мы и расставались, и сходились, а в какой-то момент поняли, что разрушаем друг друга. После развода мне понадобилось два года, чтобы над всем поразмыслить и научиться управлять своими эмоциями», — говорит Чадов.
Где смотреть: КиноПоиск
«Колл-центр»
Где смотреть: PREMIER
«Игра на выживание»
Здесь звезды российского кино — Александра Бортич, Алексей Чадов, Игорь Верник — играют самих себя, звезд российского кино, которые решили принять участие в реалити-шоу и побороться за приз – миллион евро. Правила предельно просты и одновременно сложны для современного человека: ты в дикой тайге, нет никакой еды, личных вещей, электричества, связи, ну и побеждает тот, кто доходит до конца. Только в какой-то момент всё выходит из-под контроля, и участникам действительно приходится выживать в дикой природе. Получился классный триллер-аттракцион, конечно, с отсылками ко всем известным фильмам и сериалам о выживании.
Где смотреть: PREMIER
«Метод»
Один из самых популярных российских детективных сериалов, не без элементов мистики. Главную роль – следователя высочайшего уровня, дедукции и хватке которого позавидует сам Шерлок Холмс, играет Константин Хабенский. А в роли обаятельной и умной стажерки, выпускницы юрфака Есени — Паулина Андреева. Есеня пытается найти убийцу своей матери, поэтому и становится помощницей Меглина, с которым хлебает лиха в каждой серии, погружаясь в совсем не дивный мир криминала, насилия и психических расстройств. К тому же она начинает подозревать, что ее босс так хорошо понимает маньяков, потому что сам — один из них.
Где смотреть: 1tv.ru
«Территория»
Восходящей звезде российского кино Глебу Калюжному досталась роль Егора Чудинова, родители которого пропали во время этнографической экспедиции по Пермскому краю. Молодой человек отправляется на их поиски, шаг за шагом продвигается в глубь территории, которая живет по своим законам и традициям. Здесь мрачная природа, в лесных землянках живут отшельники, болезни лечат у колдунов, а причиной неурядиц считают наведенную ведьмами порчу, и где-то среди дремучих лесов бродит медвежий шаман. Скептицизм Егора рассеивается, а вопросов появляется всё больше, в том числе к привычному устройству мира городского человека. Сериал отдельно хочется похвалить за умело использованный в сюжете русский фольклор и за атмосферу дикой глуши.
Территория или топи что лучше
В нашей рецензии на «Топи» сериал уже сравнивался с «Солнцестоянием» — самобытным творением Ари Астера. Вслед за ультра-успешным хоррором Hereditary он снял мистическую, фольклорную и местами оккультную историю о Дэни и ее поездке в шведскую общину.
В отличие от мрачных и серых российских Топей, фильм буквально пронизан солнцем. Дэни (Флоренс Пью, карьера которой резко пошла в гору после выхода фильма) не так давно потеряла всю семью: родителей и больную сестру. Пытаясь оправиться от горя, она напрашивается в путешествие со своим молодым человеком Кристианом (Джек Рейнор). Вместе с группой студентов она приезжает в глухое поселение на фестиваль, посвященный летнему солнцестоянию.
Классического хоррора от этой картины ждать не стоит: это не стандартный фильм-пугалка о том, как культ поедает туристов (буквально или фигурально). Как и «Топи», «Солнцестояние» гораздо больше рассказывает о внутренней борьбе. А выворачивающая наизнанку нервы манера съемки немногим отличается от «Реинкарнации» — достаточно посмотреть практически любую сцену из фильма.
«Плетеный человек» (The Wicker Man), 1973 или 2006 год
Обе экранизации романа Дэвида Пиннера «Ритуал» (1967) очень похожи по сюжету на другой сериал из этой подборки — не будем раскрывать его во избежание спойлеров. Первая версия от Робина Харди считается культовым кино, по крайней мере для поджанра «фолк-хоррора».
Главный герой «Плетеного человека» попадает на оторванный от остального мира островок не случайно, как герои «Топей», а с конкретным делом. Сержант Нил Хоуи расследует дело о пропаже девочки-подростка. Как водится, местные начинают ставить ему палки в колеса; Нил вскоре понимает, что во многом это связано с загадочным лордом Самеррайлом (в старой версии его сыграл Кристофер Ли). Именно ему подчиняется вся странная, полуязыческая жизнь острова.
В версии 1973 года Хоуи сыграл телевизионный актер Эдвард Вудворд. В ремейке 2006 года от Нила ЛаБута роль, исполненную Николасом Кейджем, слегка изменили. А дополняет картину в нем зловещий саундтрек от бессменного автора музыки к картинам Дэвида Линча Анджело Бадаламенти.
«Апостол» (Apostle), 2018
Поиск пропавших людей вообще не доводит героев до добра. В отличном хорроре «Апостол» развивается все та же тема замкнутой общины, таинственных исчезновений и леденящих кровь местных обычаев. А снимал фильм далеко не самый очевидный режиссер для жанра ужасов — создатель дилогии «Рейд» Гарет Эванс.
Действие в фильме «Апостол» происходит в 1905 году. Молодая девушка по имени Дженнифер Ричардсон (Элен Риз) была похищена религиозной сектой для получения выкупа. Брат девушки, Томас (Дэн Стивенс) с большим трудом проникает на территорию, где ее держат. А заточили бедную жертву на отдаленном острове, где живут только религиозные культисты под предводительством пророка Малькольма (Майкл Шин).
Разумеется, в общине знают, что на острове присутствует нежеланный гость, так что герою приходится быть особенно осторожным — прятаться, обманывать и скрываться. При этом «Апостол» (в отличие от «Рейдов») далек от экшн-кино, зато в полной мере работает в жанре ужасов. На руку здесь играет все, от неторопливого темпа до необычного сеттинга и даже костюмов. А имена Дэна Стивенса и Майкла Шина — сами по себе гаранты отличной актерской игры.
«Избавление» (Deliverance), 1972
Фильм крупного британского режиссера Джона Бурмэна (в предыдущей подборке мы рассказывали про его культовый фильм Point Blank) по гениальному роману американского поэта Джеймса Дики. Он положил начало целому жанру триллеров о столкновении «городских» с «деревенскими» — и разошелся на цитаты в в массовой культуре, от «Криминального чтива» до мультфильма «Приключения мультяшек».
Группа американских бизнесменов отправляется в путешествие на лодке вниз по реке в штате Джорджия. Помимо обычных туристических приключений их ждут суровые испытания, обнажающие самые мрачные стороны человеческой натуры.
Но фильм гораздо оригинальнее и глубже, чем все подражания. Это не цепочка нарастающих конфликтов в духе «Соломенных псов» и не внезапное нападение из «Поворота не туда» или «У холмов есть глаза». Напротив, все начинается с некой синергии между местными и понаехавшими — знаменитой сцене дуэли банджо с гитарой.
Там одновременно показано и все то общее и хорошее, что может возникнуть из такого рода встреч, и нагнетается зловещая, сновиденческая атмосфера, в той или иной степени присущая всем фильмам Бурмэна.
Автор текста: Александр Башкиров
«У холмов есть глаза», часть 1 и 2 (The Hills Have Eyes), 1973 и 1984
Даже если отойти в сторону от мистики, схема «местные против чужаков» всегда была хорошей почвой для ужасов. «Топи» не скромничали со своими жертвами, но и градус насилия там все-таки не слишком высокий.
Если вам не хватило пыток зазнавшихся москвичей, — а судя по отзывам в соцсетях, многим именно их в сериале и не хватило, — добрать их можно другими классическими фильмами. Особенно творениями режиссера и сценариста Уэса Крэйвена, который стал признанным мастером американской «чернухи» и крайне реалистично и просто снимал убийства и изнасилования на грани снаффа.
«У холмов есть глаза» гораздо жестче и реалистичнее обращается с образами жителей глубинки. Очевидно, не российской, а американской — лишенной всякого надзора и живущей по своим внутренним законам. Безжалостная семья каннибалов в итоге породила многочисленных последователей вроде «Поворота не туда» или весело-абсурдных (и уже не хоррорных) интерпретаций, как «В тихом омуте» Брюно Дюмона.
В основу фильма легла реальная история из Шотландии XVII века, где семья убивала и поедала случайных путников. Здесь жертвами становится семья Картеров, бывший полицейский Боб (Роберт Хьюстон), его жена Этель (Сьюзен Лэнир) и их дети-подростки Бренда и Бобби. Им придется сразиться с одной половиной семьи колоритных каннибалов, а их последователям из второй части — с другой.
Рекомендуем не путать фильмы с ремейками 2006 и 2007 года — как и многие другие современные версии, они растеряли весь шарм.
«Техасская резня бензопилой» (The Texas Chain Saw Massacre), 1974
Завершение этой подборки фильмов может показаться неожиданным, но у этого сравнения есть очень важное обоснование. «Топи» пусть и были сняты в Беларуси, однако сам Дмитрий Глуховский проводил детство в деревне и писал ее по своим воспоминаниям, а команда постаралась сделать нечто среднее между мифическим местом и реальной провинцией.
Так или иначе, в «Топях» есть невнятные разговоры, совершенно лишенные глянца и гламура актеры в роли местных жителей и максимально неприяглядная разруха. Все это очень роднит сериал с «Техасской резней»: его режиссер Тоби Хупер Хупер приглашает зрителей в один из самых неприглядных регионов США — техасскую глубинку, на экскурсию по маршруту «кладбище — шоссе — заправка — одноэтажный дом из белой рейки — кладбище».
Сериалы
«Третий день» (The Third Day), 2020
Визуально на «Топи» гораздо больше похож «Третий день». Правда, по картинке этот сериал уделывает большинство своих современников (на уровне «Хранителей», «Чернобыля» и финального сезона «Мистера Робота»). Неторопливый ритм, тотальное погружение в местную «усасывающую» атмосферу и много странных сюжетных поворотов «Третий день» тоже обеспечит сполна.
Сюжет сериала сложно уложить в одно короткое описание. Стартует он с того, как Сэм (Джуд Лоу) прибывает на странный остров у британского побережья. Ему срочно нужно вернуться домой, к семье и решению важной проблемы, но это физически невозможно: во время прилива маленькая деревушка на берегу полностью отрезана от цивилизации. Он коротает время вместе со случайной попутчицей Джесс (Кэтрин Уотерстон) и в итоге застревает в странных, необъяснимых метаморфозах.
«Третий день» может быть намного сложнее для восприятия — часовые серии требуют большой концентрации. Зато уровень у этого зрелища на голову выше большинства современной мистики. Неудивительно, ведь им занимался сценарист «Утопии» Дэвид Келли — очень талантливый драматург, самые сильные качества которого — правдивость и безжалостность.
«Территория», 2020
До «Топей» отечественный фолк-хоррор-сериал совместно выпустили ТНТ и Premier. Это чуть более реалистичный, но не менее странный и интригующий сюжет в декорациях российской глубинки. И создатели «Территории» приложили много усилий, чтобы он получился еще и аутентичным.
Место действия сериала — такая же невероятная глубинка, где один автобус и один участковый на 300 километров. Именно в такой глуши в наши дни и может водиться то, что показано в «Территории»: шаманы, ведьмы и пермяки. Хотя основа сюжета довольно проста: подросток Егор Чудинов (Глеб Калюжный) ищет своих пропавших родителей. В этих поисках Егору помогает его дядя Коля (Андрей Мерзликин), городской патологоанатом, и две студентки, собирающие местный фольклор, Надя (Анастасия Чистякова) и Таня (Ксения Отинова).
«Территория» — это конфликт современности и фольклорной культуры, которая не готова (и не должна, по сути) отживать свой век. И наблюдать за противостоянием двух миров ожидаемо интересно. А еще сериал не боится откровенной мистики: например, в одну из главных скептиков вселяется существо Икотка, существо из коми-пермяцких мифов.
«Секта», 2019
Сравнивать отечественные сериалы с западными одновременно и справедливо, и не очень: российские режиссеры и сценаристы во многом все еще учатся выходить на какую-то среднюю планку. Но по версии всех авторов «Канобу», которые смотрели «Секту», за нее нашему зрителю точно не будет стыдно.
С «Топями» этот сериал роднит тот же медленный, утягивающий в трясину темп и единодушная странность и закрытость местных жителей. Начинается все с молодой девушки Ники (Анастасия Чистякова), которая ищет смысл жизни в одиозной секте Первозданных. Там главный культист Константин Берк (Филипп Янковский) выбирает девушку в качестве своего агнца, который в финале обязательно должен быть отправлен на закланье.
«Твин Пикс» (Twin Peaks), 1990-1991, 2017
Подбирать слова о таких явлениях культуры сложно — всегда рискуешь либо переоценить их, либо недооценить. И все же, именно в «Твин Пиксе» собраны все тропы, к которым по сей день обращаются хорроры и триллеры, включая «Топи». И визит в так называемую «странную деревню» (или маленький провинциальный город), и чужак с замороченной головой, который начинает терять грань между реальностью и фантазиями, и необъяснимые события, и жутковатые секреты местных жителей, скрытые под милой пасторалью.
В сериале поначалу есть и банальный полицейский процедурал. Специальный агент ФБР Дейл Купер (Кайл МакЛоклен) приезжает в городок Твин Пикс, чтобы расследовать убийство «комсомолки, спортсменки, красавицы» Лоры Палмер. Убийство навсегда меняет этот город, становится ключом, открывшим все шкафы со скелетами, которые медленно начали вываливаться наружу. Красивый фасад рушится, опадают маски, и мы медленно открываем для себя истинное лицо Твин Пикса и его жителей.
Многослойность сериала делает его одновременно и детективом, и психологическим триллером, выдвигает его в совершенно отдельный и очень сложно объяснимый жанр. И даже те, кто никогда не смотрел «Твин Пикс» и не был поклонником Дэвида Линча, как минимум знают о нем по запоминающимся деталям. Хотя бы даже по мемам о чертовски хорошем кофе или кадру, где любовно обнимают бревно. Вполне возможно, что время познакомиться с классикой настало.
«Тьма» (Dark), 2017-2020
Если сопоставить кадры из «Топей» и «Тьмы», сложно представить, что создатели первого сериала не вдохновились вторым. В российскую версию перекочевали и долгие абстрактные кадры с нагнетающим саундтреком, и цвета, и общая тленно-безнадежная атмосфера.
Много общего есть и по сути, правда, без спойлеров проводить параллели довольно сложно. Первый сезон «Тьмы» был гораздо меньше заточен под гонки со временем: он рассказывал о «застывшем» состоянии города Винден, где практически ничего не происходит. Все его жители так или иначе связаны друг с другом, родством или сложными отношениями, а их жизни зависят от атомной электростанции, благодаря которой Винден все еще существует.
Когда в городе начинают пропадать дети, многочисленные герои ведут собственное расследование, раскрывают неприглядные секреты прошлого и пытаются свести происходящее в одну четкую картинку. Здесь много скитаний по местному лесу, заигрываний с мистикой и попыток собрать нестыкующиеся части в общую картину. Словом, «Тьма» с первой до последней минуты происходит на жанровой территории, куда «Топи» только слегка заступают.
«Сосны» (Wayward Pines), 2015-2016
«Сосны», или «Сосны Уэйорд», как их еще локализуют, ошибочно называют сериалом М. Найта Шьямалана. На самом деле режиссер ряда очень странных и спорных фильмов снял только первую серию, а с остальным справились другие шоураннеры. Сюжет построен на книге Блейка Крауча, пишущего напряженные и сами по себе кинематографичные триллеры, в основе которых нередко лежит фантастика.
Основная завязка сюжета чем-то напоминает не «Топи», а, скорее, «Сайлент Хилл» (и фильм, и игры). Агент ФБР Итан Берк (Мэтт Диллон) попадает в автокатастрофу, а приходит в себя уже в незнакомом городе. Жизнь в Уэйорд Пайнс кажется неотличимой от любого другого американского захолустья. Но очень скоро Берк понимает, что от обитателей города скрывают правду: за жителями установлена слежка, а периметр охраняется на уровне колонии строгого содержания.
Сценарий к сериалу писала Анна Фрик, которая работает сейчас над «Крутым Уокером» с Джаредом Падалеки. И это дает примерное понимание того, что стоит ждать от «Сосен»: никаких особых высот он не берет. Шоу не стало вершиной своего жанра, зато предлагает неплохую интригу и добротный сюжет, за который можно поблагодарить книгу.
Храм, исполняющий желания, или коварная ловушка для наивных москвичей? Сериал Топи напомнил мне Твин Пикс и оставил очень неоднозначное впечатление, но друзьям я его советую 🙂
Всем привет!
Прочитав, что новый сериал Топи называют русскими Очень странными делами, я решила, что обязательно должна его посмотреть.
Немного забегая вперед, скажу, что от Очень странных дел тут нет практически ничего А если уж и сравнивать его с другими сериалами, то на ум приходит скорее Твин Пикс (ну и русская Территория 2020 года). Но обо всем по порядку
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Топи снят по сценарию Дмитрия Глуховского (ему принадлежат такие произведения как Текст, трилогия Метро и Сумерки не те, о которых вы подумали). Я ничего из этого не читала, но наслышана. К тому же всегда приятно, когда сценарий был специально написан известным писателем, а не просто по мотивам.
Правда на сериал Топи принадлежат всемогущему Кинопоиску, и я, как заядлый пират не мы такие, жизнь такая, этому рада. В отличие от ТНТ-премьер, их сериалы легко можно найти в свободном доступе, даже не открывая Тор.
Всего в сериале 7 серий, каждая длится около часа. Люблю мини-сериалы, правда, серии выходили раз в неделю, поэтому пришлось растянуть удовольствие.
АННОТАЦИЯ
Столкнувшись с неразрешимыми проблемами, пять молодых москвичей убегают в монастырь неподалеку от полузаброшенной деревни Топи. Они воспринимают поездку как приключение, долгожданную свободу от забот и возможность забыться. Однако путешествие оборачивается чередой загадочных событий, которые лишь приближают то, от чего они бежали, и заставляют сомневаться в реальности происходящего.
На самом деле, аннотация не совсем верна. Вовсе не за приключениями ехали герои (по крайней мере, не все).
Для Дениса — создателя суперпопулярного приложения ТруТок и человека, имеющего серьезные проблемы со спецслужбами — эта поездка стала последней надеждой.
МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Сериал заинтриговал с первой серии. А как иначе, если в течение первых 5 минут герои погибли в лучших традиция Сайлент Хилла. Что?! А, нет, не погибли, смотрим дальше.
Сразу предупредили, что в сериале курят. Про голые тела, которые далеко не всегда в тему, не предупредили, но их тут тоже много Так что однозначно 18+. Также здесь много мата, можно даже выбрать специальную версию без цензуры.
Русская деревня показана в лучших традициях дурдома, и герои тихо поражаются тому, что происходит вокруг них. Да и монастырь оказывается совсем не таким, как они думали изначально.
ГЕРОИ
За ними интересно наблюдать, как такового любимчика у меня не было (разве что Катя казалась самой живой). Правда, предыстория их жизни меня не особо тронула (особенно Эли с ее сумасшедшим чеченским женихом), но наблюдать за ними было интересно. Игрой актеров я тоже осталась довольна.
Желтый журналист Макс (Тихон Жизневский), надеющийся навести порядок в Топях, прижучить местных беспредельщиков и рассказать всему миру, что же на самом деле происходит в этой всеми забытой деревне. А заодно увезти отсюда местную красавицу, которая похоже не подозревает о существовании одежды.
Тихая и правильная Соня (Анастасия Крылова), недавно потерявшая сестру и разочаровавшаяся в Боге и жизни. Иногда казалась настолько блаженной, что хотелось ее хорошенько встряхнуть.
Эля (Софья Володчинская), всегда готовая защищаться ото всех. Интересно, может быть именно поэтому на нее все нападают? Вообще национальная линия с Элей мне показалась самой невписывающейся в общую конву повествования. Хотя мб так и было задумано, что с самого начала она была тут чужой.
Ну и куда же без магического реализма, беглых зэков, убогости деревни, таинственного хозяина, загадочных исчезновений людей и продажного полицейского. Еще в сериале довольно много отсылок на политические и религиозные события, но смотрится это вполне органично.
И, честно говоря, некоторые фанатские теории по поводу того, что же здесь творится, мне понравились куда больше)
Ждать ли 2 сезон Топи? Пока создатели его не аннонсировали, и я надеюсь, что его не будет. Вряд ли его смогут выдержать на том же уровне, скорее всего все еще больше запутают, а распутать так и не смогут, как это случилось с Чернобылем.
Таким образом, сериал Топи я рекомендую, но не всем. Все же он на любителя
Любителя триллеров и сюжетов, в которых все не совсем то, чем кажется.
А также тем, кто относится к российским сериалам без предвзятости и не ставит целью просмотра найти как можно больше ляпов (да, ляпы тут действительно есть).
Поставила 4 звезды из-за концовки, так как ожидала немного большего.
Спасибо за внимание!
До новых встреч
Другие мои отзывы на сериалы:
Рецензия на «Топи»: насколько удачной вышла попытка сделать энциклопедию русской жизни в формате страшной сказки?
Пятерых москвичей (некоторые из них в минус первом поколении) везет по костромскому лесу неприятный мужчина в исполнении Максима Суханова. В них на полной скорости врезается грузовик: машина перевернута, все, кроме шофера, явно при смерти. Время отматывается назад, и мы знакомимся с героями: местным Павлом Дуровым с неизлечимой болезнью, журналистом-расследователем, повернутым на сексе, и тремя девушками, чьи архетипы не подразумевают наличие профессий или жизненных проблем, не связанных с мужчинами (женские персонажи, увы, не конек писателя Глуховского). Мы вновь видим, как они попадают в аварию, почему-то уже другую, не настолько травмоопасную.
Кинопоиск HD
Ход с путешествием героев в потусторонний мир развязывает руки авторам в изображении разномастной дичи, и Глуховский с режиссером Владимиром Мирзоевым хватаются за эту возможность, насколько позволяет бюджет (отнюдь не царский, судя по интервью создателей). «Топи» прячутся за ветками жанрового хоррора, но довольно скоро становится понятно, что вайб затянувшегося бэд-трипа с хтоническим окрасом для сериала важнее честной игры в жанр. Это не чистое развлечение вроде «Поворота не туда» и намного ближе к тому, что сегодня называют постхоррором. Иными словами, жанровые элементы присутствуют, но работают не так, как мы привыкли. И это явно осознанный ход: Глуховский, судя по его книгам, умеет создать увлекательный сюжет, так что, когда он в интервью говорит о принципиальном отказе в сериале волочь зрительский интерес за собой в пользу более экспериментального повествования, то ему нет причин не верить. Привыкшему к динамичному развитию событий зрителю в «Топях» будет непросто, особенно на первых порах.
Глуховский отказывается от четких разъяснений происходящего. Сюжет намеренно держит события в легком расфокусе, как это было — вы наверняка ждали это сравнение — в «Твин Пиксе». Можно долго биться в комментариях об истинной подоплеке и разгадывать шифры символов, а можно и забить. Ведь сериал сконструирован примерно из тех же соображений, что и знаменитый финал с волчком в конце нолановского «Начала»: упал он или нет, зависит от зрителя. В этом плане больше всего «Топи» похожи на визит к гадалке: абстрактный нарратив подталкивает воображение самому навешивать смыслы на предложенные крючки.
Кинопоиск HD
Все пространство «Топей» — развернутая метафора, придумывать смыслы к которой можно бесконечно. Некоторые из символов в этом пространстве выведены более-менее четко. Например, образ Хозяина — того самого неприятного мужика в исполнении Суханова. На этой земле ему принадлежит все — и заезжие москвичи не исключение. Присутствует представитель правопорядка, единственный в населенном пункте сохраняющий трезвость рассудка, но совершенно индифферентный в плане того, какой власти служить. Есть пенсионеры, существующие в подвешенном состоянии, — один из них жив и мертв одновременно. Пятерка главных героев — архетипическое изображение миллениалов, погруженных в свои проблемы, не умеющих вырваться за пределы своих эгоистических слабостей, желаний и травм, неспособных объединиться с чужими людьми. Но есть много и менее очевидных образов вроде ведьмы Арины, ревновавшей к красоте своей дочери и поменявшейся с ней телами. Что это? Отношения России прошлого и настоящего? Комментарий к неспособности журналиста, флиртующего с ведьмой, распознать ложь под красивой оберткой? Скрытая мизогиния? Все вместе? Выбирайте сами.
Кинопоиск HD
Более-менее точно можно говорить о главном месседже сериала, который звучит примерно так: это Россия, сынок. Поместив метафорическое изображение общества в эпическое пространство русских сказок, сериал заявляет о том, что нынешняя иерархическая система страны — это ее константа. Хозяин в конце получает по шее, однако радости ни у кого от этого нет — все равно пришлют нового. Идея о том, что Россия продолжает вариться в одном и том же болотце, имеет право на существование. Только ее проговаривали в разных формах столько раз, что она уже перестала вызывать хоть какие-то эмоции. Чтобы избежать банальности, следующие политические фильмы и сериалы должны найти в себе смелость оттолкнуть эту мысль и пойти дальше. Мы давно уже в курсе, что живем в топях, — а выбираться-то как будем?