ахыска что это значит
Новое в блогах
История турок-ахыска
Ахиска-турки, с древних времен заселявшие исторические области Грузии Месхети и Джавахети, являются тюркской этнографической группой, говорящей на обогатившемся местными заимствованиями восточно-анатолийском диалекте турецкого языка.
В соответствии с договором о дружбе, подписанным в Москве 16 марта 1921 г. между Турцией и Россией, Ахалцихский и Ахалкалакский уезды отошли к русским, а позже были присоединены к Грузинской ССР. Но и в советское время армяне не оставляли попыток прибрать эту территорию к рукам. Армянами были выдвинуты официальные требования создать еще одну армянскую административную единицу на базе областей Ахалкалаки и Борчалы (Н.Насибзаде. Азербайджанская Демократическая Республика. Б., 1990, стр. 47). Параллельно проводилась тактика ползучей армянизации областей Ахалкалаки и Ахалцихе за счет переселенцев.
Из документов становится ясно, что план выселения турок из этих мест готовился давно. С этой целью еще в начале войны от Боржоми до Вале была проложена 70-километровая железнодорожная ветка. Постановление № 6279 о переселении турок было принято Государственным комитетом обороны 31 июля 1944 года, а 20 сентября издан приказ НКВД под номером 001176.
Перед депортацией среди турок проводилась унизительная агитация, их пытались склонить к принятию грузинской национальности. Но, как указывается даже в грузинских источниках, народ решительно отвергал подобные предложения, выражая приверженность к своим корням (К уточнению важного исторического факта // Газета ЦК КП Грузии «Народное образование», 30 июля 1989 г.; Ш. Бадридзе. «Турки-месхетинцы»: как возникала проблема?// Газета «Вечерний Тбилиси», 25 июля 1989 г.).
По официальной информации НКВД, к середине декабря 1944 года было выселено 92.307 человек, из них 18.923 мужчины (старики и инвалиды), 27.399 женщин, 45.085 детей до 16 лет. Первые эшелоны с депортированными турками прибыли в Ташкентскую область 9 декабря 1944 года после 22-дневного пути. Люди, которым было приказано взять еды на три дня, ехали по большей части без продуктов и теплой одежды в разбитых товарных вагонах.
По явно заниженным данным НКВД СССР на июнь 1948 года, в ходе этой варварской операции погибло 14.895 человек. В действительности за первые 6 месяцев погибло 37 тысяч человек, в том числе 17 тысяч детей (М.Бараташвили. Правовое положение месхов-репатриантов в Грузии. Тбилиси, 1998, с.12). Депортированные турки, ограниченные в свободе передвижения, ущемленные в социальных и гражданских правах, были расселены в сельских местностях республик Средней Азии и Казахстана. В течение 12 лет они жили в статусе спецпереселенцев, в условиях комендантского режима, в обстановке полного бесправия и произвола. Но даже такие испытания и лишения не сломили дух народа.
После XX съезда КПСС, 28 апреля 1956 г. был издан указ президиума Верховного совета СССР за №135/142, снявший с ахалцихских турок ограничения по спецпоселению и освободивший их от комендантского режима. В то же время в указе говорилось, что снятие ограничений не влечет за собой возмещения материального ущерба и не дает права возвращаться в места, откуда они были высланы. За долгие годы ахалцихские турки так и не дождались от советской власти полноценной реабилитации.
Первая небольшая группа ахалцихских турок прибыла в Азербайджан в 1958 году. Переселение в Азербайджан в целом сыграло положительную роль в судьбе этого народа, который получил возможность сохранить и развивать национальную культуру, активно участвовать в общественно-политической жизни, вообще жить в обстановке мира и дружбы.
Гейдар Алиев, руководивший Азербайджаном с 1969 года, живо интересовался проблемами ахалцихских турок, встречался с их представителями, старался оказать им всестороннюю помощь в рамках, допускаемых советским режимом. В 1973 г. после встречи с турками в селе Вархан Саатлинского района Г.Алиев издал распоряжение, согласно которому определенное количество абитуриентов-турок зачислялось в вузы без экзаменов. Этот шаг сыграл большую роль в социальном и культурном развитии народа.
Народное движение ахалцихских турок активизировалось в середине 80-х годов. Под его давлением в 1988 г. в Москве была создана комиссия, которая подготовила официальный отчет о положении в ахалцихском регионе. Согласно этому документу, 84 из 220 селений региона все еще пустуют, объем производства сельскохозяйственной продукции снизился по сравнению с 1944 г. в 5 раз, а население уменьшилось на 59 тыс. человек, 70% земельных угодий не используется.
После трагедии в Фергане национальное движение ахалцихских турок заметно активизировалось. Движение за возвращение на родину оформилось еще в конце 1950-х годов, а учредительный съезд общественной организации турок был проведен в 1962 году в подпольной обстановке. В 1990 году общенациональная организация переименована в общество ахалцихских турок «Ватан». После распада СССР эта организация приобрела международный статус, а в 1996 году принята в Федеральный Союз народов Европы.
7-10 сентября 1998 года в Гааге, а 15-17 марта 1999 года в Вене при участии Верховного комиссариата ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Верховного комиссариата ООН по делам беженцев и Проекта по вынужденной миграции Института «Открытое общество» были организованы консультации, в которых участвовали представители правительств Азербайджана, Грузии, Украины, Турции, а также СЕ. Организаторы призвали всех участников встречи к координированным действиям с целью нахождения путей решения проблемы ахалцихских турок (Ч. Нейманзаде. Трагедия длиною в 58 лет // “Эхо Плюс”, 1 июня 2002 г.)
В 1999 году при вступлении в Совет Европы Грузия взяла на себя официальное обязательство в течение 12 лет решить проблему возвращения на родину месхетинских (ахалцихских) турок, в том числе в части подготовки законопроекта, обеспечивающего депортированному советским режимом населению Месхетии репатриацию и интеграцию, а также получение гражданства Грузии. собственно осуществление репатриации и интеграции.
В последние годы приобрел актуальность вопрос эмиграции турецкого населения из Краснодарского края России в США. Об этом впервые стало известно в 2002 году, а в марте 2004-го посольство США в России официально объявило о вступлении в действие программы переселения турок в Америку (http:// www.gazetasng.ru). В США уже переехали первые семьи. Но около полумиллиона ахалцихских турок уверены, что решение их проблем возможно только при условии возвращения на историческую родину. И одним из основных препятствий на этом пути служит армянский фактор.
В Грузии сегодня в полной мере ощущаются последствия начатой 150 лет назад царской Россией искусственной арменизации Месхети и Джавахети. В настоящее время Джавахети превратилась в очередной очаг армянского сепаратизма. Здесь действуют такие террористические и сепаратистские организации, как «Джавахк», «Вирк», партия «Дашнакцутюн» и другие, проводящие подрывную работу и в Самцхе-Джавахети, и в Квемо-Картли (Борчалы). На последних парламентских выборах в Грузии армяне этих двух губерний, подстрекаемые упомянутыми сепаратистскими группировками, выступили «единым фронтом» (http// www.soyuzarmyan.ru).
Фанатичная вражда армян к туркам шокировала представителей Федерального Союза народов Европы, которые 10 ноября 1998 г. участвовали во встрече с армянской общественностью в Армянском государственном театре в Тбилиси. Член делегации С.Червонная, побывавшая в Тбилиси с целью ознакомления с положением турок, отмечала в своем отчете, что делегация ФСНЕ на этой встрече «имела возможность воочию убедиться, с какой развязностью выдвигаются в этой среде претензии и идеи, проникнутые яростной туркофобией».
Советник президента Грузии по вопросам межнациональных отношений Алексей Герасимов одним из основных препятствий на пути возвращения турок на родину назвал заселение армянами данной территории (Бюллетень «Убежище» Ассоциации ООН и УВКБ ООН, 2001, № 3-4).
Вместе с тем в последние годы, когда Грузия встала на демократический путь развития, наблюдается прорыв в отношении общественности и политической элиты к данной проблеме. Выражая позицию передовой грузинской интеллигенции, правозащитник Паата Закариашвили пишет: «Для возвращения на родину месхи не просят денег у Грузии… От Грузии они хотят только права на возвращение …Они не просят у нас компенсации… не просят, чтобы с той территории были выселены те грузины, которые там живут, о чем заявляют наши бессовестные политики и наши бессовестные (бесстыдные) депутаты, пробуждая этим страх у населения… Запечатанные двери проблемы не решат» (Паата Закариашвили. Государство не должно быть похоже на испуганного страусаСегодня ахалцихские турки возлагают большие надежды на законопроект, который готовится в парламенте Грузии. Демократические изменения, происходящие в этой стране, добрая воля правительства, союзнические отношения между Грузией, Турцией и Азербайджаном вселяют надежду на скорое решение проблемы ахалцихских турок и долгожданное возвращение этого народа на историческую родину.
Турки-месхетинцы
Турки-месхетинцы (тур. Ahıska Türkleri) – субэтническая тюркоязычная группа, исповедующая ислам и исторически жившая на территории Месхетии. Были выселены в 1944 году в период сталинских депортаций малых народов Кавказа в Среднюю Азию. Серьезно пострадав от погромов в Узбекистане (1989), они были вынуждены переселиться в соседние республики, а также в Азербайджан, Россию, Украину и Турцию. В 2004–2005 годы часть турок-месхетинцев, живших в Краснодарском крае, под давлением местных властей выехала в США. В настоящее время турки-месхетинцы проживают в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, России, Азербайджане, Украине, Грузии, Турции и США.
Версии происхождения
Первая определяет их грузинское происхождение, предполагая, что, когда Месхетия в 16 веке была завоевана Османской империей, местное население приняло ислам, было отуречено и утратило грузинское самосознание. Именно под влиянием сторонников этой версии с конца 80-х, и особенно после ферганских событий, в литературе получили распространение термины – «месхетинские турки» или «туpки-месхетинцы».
Согласно второй точке зрения — это тюркская народность, а их подлинное имя – «ахыскинские турки» (тюpк. «ахыска тюpкляpи»).
История
Окончательно турецким владением эта область стала в 1639 году, когда был подписан Зухабский мир.
В 1829 году после русско-турецкой войны Месхетия по Адрианопольскому мирному договору отошла Российской империи.
Более подробно об обстоятельствах депортации турок-месхетинцев рассказывается в размещенном на «Кавказском узле» материале «Депортация турок-месхетинцев: 73 года без родины».
В 1956 году с турок-месхетинцев был снят статус спецпоселенцев – и они смогли вернуться в европейскую часть Советского Союза, однако большинство их осталось в Средней Азии.
В 1989 году турки-месхетинцы, проживавшие в Ферганской долине Узбекистана, пережили погромы и были вынуждены переселиться в соседние страны Средней Азии, а также в Россию и Украину.
Религия
Демография
Турки-месхетинцы в странах бывшего СССР
В настоящее время ряд стран, включая Грузию и Турцию, приняли ряд программ по репатриации и адаптации турок-месхетинцев.
Однако на деле принятый в январе 2008 года парламентом Грузии закон «О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века» носит декларативный характер » и не дает возможности туркам-месхетинцам легитимно вернуться на историческую Родину. Он не предусматривает реабилитации народа и его возвращения в места исторического проживания».
14 ноября 2017 года в городе Волгодонске Ростовской области состоялись мероприятия, посвященные 73-й годовщине депортации турок-месхетинцев из Грузии. На митинге было принято обращение к Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в возвращении на историческую родину, а также обращение к президенту Грузии и правительству Грузии с требованием выполнения грузинского закона о репатриации месхетинцев.
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Турки-месхетинцы кто же они
Турки-месхетинцы (тур. Ahıska Türkleri) – этнические турки, исторически жившие на территории Месхетии – области на юго-западе Грузии, были выселены в 1944 году в период сталинских депортаций малых народов Кавказа в Среднюю Азию. Серьезно пострадав от погромов в Узбекистане (1989), они были вынуждены переселиться в соседние республики, а также в Азербайджан, Россию, Украину и Турцию. В 2004–2005 годы часть турок-месхетинцев, живших в Краснодарском крае, под давлением местных властей выехала в США. В настоящее время турки-месхетинцы проживают в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, России, Азербайджане, Украине, Грузии, Турции и США.
Турок-месхетинцев называют также «ахыска», «турки-ахыска», «ахалцихские турки» 1, «кавказские турки».
Демография
Общая численность турок-месхетинцев – от 400 до 700 тысяч человек 2.
В том числе:
Россия: 90 тыс.
Казахстан: 180 тыс.
Узбекистан: 38 тыс.
Киргизия: 42 тыс.
Азербайджан: 87 тыс.
Турция: 76 тыс.
Украина: 8 тыс.
Грузия: 1,5 тыс.
США: 16 тыс. 3.
Турки-месхетинцы говорят на восточно-анатолийском диалекте турецкого языка, до сих пор характерным для соседних турецких провинций (Карс, Артвин, Ардахан) 4. Они также владеют русским и местными языками в странах проживания.
Религия
В основном турки-месхетинцы – мусульмане-сунниты, придерживающиеся ханафитское мазхаба, шиитское меньшиство – иснаашариты, последователи 12 имамов 5.
История
Изначально турки жили в Месхетии – исторической области на юго-западе Грузии, граничащей с Турцией. На эту территории они стали проникать еще в XI–XII веках. В 1578 году, в результате турецко-персидской войны (1578-1590) Османская империя захватила Месхетию.
В 1829 году после русско-турецкой войны Месхетия по Адрианопольскому мирному договору отошла Российской империи.
В 1918 году земли турок-месхетинцев вошли в состав независимой Грузии, а в 1921 году – Грузинской ССР. По Карскому договору территория Месхетии была разделена на две части, из которых большая – отошла Советскому Союзу 6.
В 1928–1937 годы турки-месхетинцы подвергались преследованиям – их принуждали менять национальность и брать грузинские фамилии 7.
Более подробно об обстоятельствах депортации турок-месхетинцев рассказывается в размещенном на «Кавказском узле» материале «Депортация турок-месхетинцев: 73 года без родины«.
В 1956 году с турок-месхетинцев был снят статус спецпоселенцев – и они смогли вернуться в европейскую часть Советского Союза, однако большинство их осталось в Средней Азии.
В 1989 году турки-месхетинцы, проживавшие в Ферганской долине Узбекистана, пережили погромы и были вынуждены переселиться в соседние страны Средней Азии, а также в Россию и Украину.
Турки-месхетинцы в странах бывшего СССР
В настоящее время ряд стран, включая Грузию и Турцию, приняли ряд программ по репатриации и адаптации турок-месхетинцев.
Однако на деле принятый в январе 2008 года парламентом Грузии закон «О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах ХХ века» носит декларативный характер » и не дает возможности туркам-месхетинцам легитимно вернуться на историческую Родину. Он не предусматривает реабилитации народа и его возвращения в места исторического проживания».
14 ноября 2017 года в городе Волгодонске Ростовской области состоялись мероприятия, посвященные 73-й годовщине депортации турок-месхетинцев из Грузии. На митинге было принято обращение к Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в возвращении на историческую родину, а также обращение к президенту Грузии и правительству Грузии с требованием выполнения грузинского закона о репатриации месхетинцев.
Турки Ахыска месхетинцы
187 лет со дня падение крепости Ахыска.
В 1579 году Территория исторической Месхетии вошел в состав Османской империи. В 1628 году Ахалцихе возглавил Ахалцихский пашалык. Крепость «Ак-Кала » Ак-Xисар основали Турки Османы – Ахмед Паша – построил мечеть Ахмедийе в мечети находился богатая библиотека одна из лучших мусульманских библиотек Востока.
На начало Pусско-Tурецкой войны 1828-1829 годов Ак-Xисар «Ак-Кала » представлял собой Османскую Крепость. В августе 1828 года под стенами крепости, произошло жестокое и кровопролитное сражение.
14 апреля 1828 года Россия объявила войну Османской империи. На Кавказ был направлен 50-тысячный корпус, во главе которого находился генерал И.Ф. Паскевич, перед ним поставили задачу – разгромить Карсский и Ахалцихский пашалыки. Ахыска обороняли 7 тыс (из них 4 тысяч Османские Турки, а остальные добровольцы Турки Ахыска) воинов под общим командованием Гиаса-Магомет-паши. Кроме них, в крепости были от 10 до 13 тыс. гражданских лиц.
Осада крепости Ак-Xисар «Ак-Кала »продолжалась с 5 по 15 августа. На его окраине закрепились части Ширванского полка. Подготовка штурма началась артиллерийским огнем. Осаждающие, приблизившись к городу-крепости, пытались взять город приступом. Две попытки взять крепость окончились неудачно. И тогда главнокомандующий русской армией генерал-Паскевич решил напасть на крепость совершенно неожиданно.
К моменту нападения в крепости Ак-Xисар, в мечети Ахмедие, каждое утро начиналось проведения коллективной утренней молитвы, оставляя у стен лишь небольшие караулы. На этом и построил свои расчеты Паскевич. В ночь с 14 на 15 августа Паскевич скрытно подвел свои войска к крепости и во время рассветного намаза стремительно атаковал его, начался штурм крепости.
Это был явно нечестный бой — поскольку русские войска, застали войска Mусульман врасплох, в то время, когда они совершили утренный Намаз. Средние века; существовали гуманные правила ведения войны, но русские войска грубо нарушали законы и обычаи ведения войны.
После сильного артобстрела в крепосте вспыхнул пожар это помогло русским войскам ворваться в крепость, каждый дом Турок Месхетинцев превратился в крепость, жестокий рукопашный бой продолжался весь день, к вечеру русские войска были отброшены с большими для них потерями
Местные мусульмане все жители крепости, мужчины и женщины, ни один из них не сдался и дрались до последнего. Крепость была штурмом взята Pусскими Bойсками 15 августа 1928 г. Потери русских убитыми и ранеными составили более 5,3 тыс. а со стороны турок насчитывалось 2,8 тыс. убитых и 3,6 тыс раненых. В 1829 году по итогам Адрианопольского мира Kрепость Ахыска (Ахалцихе), была присоединена к Российской империи. Смутное время продолжалось с 15 августа 1928 года до 15 ноября 1944 г.
В наши дни Ахыска охраняется ЮНЕСКО, поскольку всегда был и считается важным стратегическим объектом. Через город Ахыска проходят шоссейные дороги на Батуми, Боржоми, Ахалкалаки. Железная дорога Баку — Тбилиси — Карс.
Напомним, что в 1944 г. Tурки-Mесхетинцы были принудительно выселены из Ахыска (Грузии-Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского) в Среднюю Азию и Казахстан. Всего было депортировано 115,5 тыс. человек, из них около 17 тыс. погибли в пути. Депортированные Tурки-Mесхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как «специальные переселенцы». Власти Грузии всячески препятствуют Туркам-Месхетинцам посетить Историческую Родину — город Ахыска. Странно, что мировое сообщество в этих фактах упорно не видит нарушений прав и гарантий коренного населения, а также нарушения элементарных, фундаментальных прав депортированного населения
Турки-месхетинцы—сложная судьба народа
Турки-месхетинцы — это особая народность, причисляющая себя к туркам. Считается, что они произошли от народов, населявших Месхетию — территорию, расположенную в Грузии. У них очень непростая история и еще более сложное настоящее.
Где живут (территория)
Турки-месхетинцы в основном проживают в Российской Федерации. Их расселение неоднородно: больше всего месхетинцев живет в Ростовской области. Небольшая часть сосредоточена в Санкт-Петербурге. Месхетинцы также живут в Крыму, Ингушетии, Татарстане, Рязанской области, Чечне и Северной Осетии. Небольшое количество народа есть на Украине, примерно полсотни тысяч человек живет в Соединенных Штатах Америки и более 70 тысяч — в Турции. На территории Казахстана турок-месхетинцев насчитывается примерно столько же, сколько и в России. На исторической родине их численность не превышает 5000 человек, что связано со сложными отношениями с правительством.
История
До 1829 года турки-месхетинцы жили на территории Месхетии, однако окончание Русско-турецкой войны привело к разделению территории, часть которой перешла во владения России. Другая часть сохранилась за Турцией до возникновения Советского Союза. Немало месхетинцев перешло в ряды Советской Армии, большая часть из которых погибла во время сражений в Великой Отечественной войне. Одиннадцать человек, сражавшихся на стороне Советского Союза, были удостоены наград, в том числе звания Героя Советского Союза.
Турки-месхетинцы попали в сложную ситуацию в 1944 году, когда начался период депортации. Депортации подвергались практически все, кто был «уличен» с наличием родственных отношений с другими турками. Советская власть опасалась шпионажа, вербовки, контрабанды и пособничества. Подверженные репрессии сталкивались с тяжелыми испытаниями долгого пути и воздействия негативных факторов. Люди гибли от холода, нехватки пищи и болезней. Часть, оставшаяся в живых, должна была жить в специальных поселениях, расположенных на территориях Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Только в 1956 году люди получили возможность вернуться в родные края.
Во многом расселению турок-месхетинцев помогали правозащитные организации, в том числе из России и Соединенных Штатов Америки. Турция и Грузия также учредили программы по репатриации и иммиграции, помогая месхетинцам вернуться к нормальной жизни. Событиям, связанным с депортацией, посвящено много фильмов документального характера.
Изучением особенностей языка турок-месхетинцев занимаются тюркологи. Народ говорит на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. А ряд ученых полагает, что язык народности произошел от старотурецкого, распространенного в Средние века на территории области Малой Азии. Многие турки-месхетинцы свободно разговаривают на русском. Более 50% знакомы с русской письменностью, неплохо знают кириллицу.
Религия
Большинство турок-месхетинцев является мусульманами и исповедуют ислам ханафитского мазхаба. Он основывается на Коране, Сунне, являющейся источником исламского права, Сахабе (свод правил соратников Мухаммеда), Киясе (Сахаб с рядом уточнений для случая отсутствия доказательств). В мазхабе велика роль местных обычаев (урф). Именно местные обычаи часто играют ключевую роль в жизни месхетинцев. Если в различных источниках исламского права отсутствуют наставления по конкретным вопросам, люди обращаются к урфам. Это помогает решить спорные ситуации, которые могут перерасти в конфликты. Некоторые полагают, что именно по такому методу и составлялся Коран.
Жизнь
Для турок-месхетинцев существует несколько аспектов, которым уделяется больше всего внимания в жизни:
Большинство стремится в крупные города, чтобы найти работу и получить образование. Месхетинцев интересует светская жизнь, посещения театров, музеев и ресторанов. Однако большинство людей не имеет достаточного дохода, чтобы обеспечивать высокий уровень жизни. Многие успешно ассимилировались в странах, перенимая культуру и обычаи местного населения.
В семьях братья и сестры подчиняются старшим, будь то сестра, брат или отец с матерью. В семейной жизни активную роль играет старшее поколение. Бабушки и дедушки охотно проводят время с внуками, помогают молодым по хозяйству. Турки-месхетинцы, проживающие в Грузии, считаются более консервативными и замкнутыми.
Традиции
Турки-месхетинцы соблюдают обычаи гостеприимства. Навещать друзей и родственников у них принято часто. В гости ходят не с пустыми руками, обязательно приносят подарки. Угощать гостей принято чаем и сладостями. Размещаются на полу, принимая пищу за маленьким столиком. Званый обед или ужин обязательно включает несколько блюд.
Существует определенный этикет, которого следует придерживаться во время приема пищи:
Турки-месхетинцы, в отличие от остальных турков, приемлют только исламский семейный кодекс. В Турции сейчас все большую значимость приобретает швейцарский гражданский кодекс. В силу консервативности некоторые семьи продолжают следовать положениям, изложенным в традиционном писании.
Следуя его канонам, молодые люди могут жениться только с разрешения имама, а выбор жениха или невесты осуществляют родители. Традиция выкупа до сих пор сохраняется. Выкуп платит жених отцу невесты в соответствии с договоренностью. В более прогрессивных семьях обычай не соблюдается. Разводиться у турок-месхетинцев не принято, общество это открыто порицает. Семья считается самым важным явлением, требует от обоих родителей полной отдачи.
Рождение мальчика воспринимается с великой радостью. В традиционных семьях мужчины являются главными, роль отца — наиболее важна. Мать может воспитывать сыновей примерно до 12 лет, затем они переходят под власть отца. Девочки должны оставаться подле матери до момента замужества.
Турки-месхетинцы часто едят плов. Чтобы сделать его более сытным, добавляют много масла. Рис обжаривают в казане с бараниной, травами и специями. Заедают плов лепешкой. На исторической родине часто едят картофель, готовя из него блюда разного рода. Некоторые едят довольно экзотичные блюда, например, вареных улиток. В пищу употребляют плоды шелковичного дерева, из которого делают алкогольные напитки.
Ислам велит соблюдать пост, который длится на протяжении месяца Рамазан. В этот период пищу принимают до восхода и второй раз только после заката. За 3 дня до окончания Рамазана начинается Шекер-байрам, на который можно есть различные сладости. Турки-месхетинцы, сумевшие ассимилировать, предпочитают блюда европейской кухни и используют европейские столовые приборы.
Жизнь в разных странах (местах)
Наилучший уровень жизни отмечается в Соединенных Штатах Америки. Программа переселения, в которой приняли участие более 5000 турок-месхетинцев, позволила людям найти работу и предоставила возможность получать образование в США. В России многие турки-месхетинцы живут общинами, селясь в деревнях. Владение русским языком позволяет отдавать детей в школы и устраиваться на работу, преимущественно связанную с ручным трудом. Программа получения политического убежища в Америке и Турции функционирует до сих пор, хотя в последнее время правительство Турции заявляет о намерении приостановить возможность репатриации.
На исторической родине турок-месхетинцев насчитывается не более 5 тысяч. Из-за депортации, проведенной Советским Союзом, многие люди оказались вынуждены покинуть родные края. Пока что возможности для возрождения и объединения этноса нет. Тем не менее можно отметить отличительные особенности турок-месхетинцев, которые продолжают придерживаться строгого уклада и во многом остаются консервативны. В Месхетии общины испытывают сложности в налаживании отношений с грузинским населением, а сама территория считается закрытой пограничной зоной, которая отрезана от остальных. Многие жители Месхетии из числа турок-месхетинцев отправляются в другие районы и стремятся уехать в страны с более высоким уровнем жизни.