мощи вифлеемского младенца в сергиевой лавре о чем молятся
Молебен и молитвы перед иконой Вифлеемских младенцев
Если дать любой женщине прочитать Евангельское повествование об убиении солдатами Ирода четырнадцати тысяч Вифлеемских младенцев, то она вероятно придёт в ужас, негодование и станет упрекать его в жестокости. А ведь те, кто убивает младенца во чреве, ничуть не лучше этого тирана, а даже хуже. Вифлеемские матери рыдали и умоляли воинов сохранить жизнь их младенцам, а женщины, делающие аборт сами убивают своих детей.
К счастью, сейчас все больше людей осознают ужас этого преступления и хотят покаяться в грехе аборта. Священное Писание говорит, что нет греха, который бы превысил человеколюбие Божие. Это значит, что и аборты Господь простит, если женщина будет искренне каяться, смиренно понесёт епитимью (наказание) и никогда не станет повторять такого страшного греха.
Существует заблуждение, что о прощении абортов, а также о нерожденных детях нужно молиться Вифлеемским младенцам. Сейчас это пишется почти на каждом сайте, приводится даже текст покаянного канона или молитвы. Мол, читайте и все вам простится. Каяться нужно на Таинстве Исповеди, перед Господом Богом, только Он может простить любой раскаянный грех. Не нужно пугаться епитимии, которую может наложить священник, так как понеся наказание здесь, мы избавляемся от вечного наказания в загробной жизни.
История Вифлеемских младенцев
История Вифлеемских младенцев-мучеников описана в Евангелии от Матфея (глава 2, стихи 16-17). Когда родился Спаситель мира, на небе появилась необыкновенная звезда. Ее заметили волхвы (восточные мудрецы) и поняли, что родился обещанный Мессия (Спаситель). Волхвы пошли за звездой. По дороге они заходили к царю Ироду, правителю Иудеи. Они рассказали ему, что на небе появилась чудесная звезда, обозначающая рождение Царя Израилева. Ирод попросил волхвов зайти к нему на обратном пути и рассказать подробнее о Младенце, где он находится, якобы для того, чтобы тоже поклониться Ему. На самом деле, Ирод опасался за свою власть и хотел погубить Христа. Ему-то было невдомёк, что родившийся Младенец – Царь Небесный, а не земной и пришёл Он спасти мир от греха.
Ангел Господень явился волхвам и раскрыл им коварство Ирода, повелев не заходить к нему, а идти на восток другим путем.
Гибель тирана была страшной: он был заживо съеден червями. Вид его был настолько ужасен, что даже домашние брезговали подходить к нему. Так Господь наказал его за неслыханную жестокость.
Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа в Новозаветной Церкви. Их память Церковь празднует начиная со 2 столетия.
По церковному Преданию, число убиенных младенцев составляло 14 тысяч.
Мощи святых младенцев-мучеников находятся в Вифлееме, в пещере недалеко от храма Рождества Христова. В этой же пещере сохранился престол одной из древнейших в городе катакомбных христианских церквей.
Сейчас частицы святых мощей разошлись по всему православному миру и имеются во многих храмах.
Память Вифлеемских младенцев совершается 11 января, то есть через несколько дней после Рождества Христова. С 2008 года этот день объявлен в России днём борьбы с абортами.
Икона
На иконе Вифлеемских мучеников, как правило, в центре изображается Господь Иисус Христос в окружении множества детей в белой одежде. Сверху или по сторонам помещают сцены избиения детей воинами.
О чем молятся Вифлеемским младенцам
Как уже говорилось выше, память Вифлеемских младенцев нередко связывают с борьбой против абортов и призывают женщин молиться им о прощении этого греха. Это ошибочное мнение, так как каяться и просить прощения нужно у Господа Бога. Кроме того, в записке на молебен можно писать только имена живых, крещенных в Православии, людей. Нерожденные дети, не принявшие Таинства святого Крещения, не имеют церковного имени, поэтому молиться о них можно только дома. На церковное поминовение и требы подавать за них записки невозможно.
Вифлеемским младенцам молятся и подают записки на молебен:
Молитвы
Тропарь 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, умолен буди, Господи, и вся наша болезни исцели, Человеколюбче, молимся.
Кондак 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 6
В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят, звездою свыше наставляеми, но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу, и рыдает себе, яко держава его вскоре разорится.
Вифлеемские младенцы защитят наших детей
11 января по новому стилю Русская православная церковь совершает память 14 тысяч младенцев, убитых в Вифлееме по приказу жестокого царя Ирода. Маленькие дети, ставшие первыми мучениками за Христа, считаются покровителями младенцев. В этот день православные молятся о предотвращении абортов, а также приносят покаяние те, кто когда-либо их совершал.
Евангелие от Матфея сохранило для нас рассказ о трагедии, случившейся в Вифлееме в те дни, когда родился Христос. Царь Ирод, чье имя и в наши дни остается именем нарицательным, обозначая злого и безнравственного человека, опасался, что власти его угрожает исполнение древних пророчеств о пришествии в мир Царя Иудейского.
Согласно Евангелию, он встретил пришедших в Иудею волхвов и потребовал от них указать на родившегося Спасителя. Когда же Ирод понял, что волхвы не исполнили его приказа, он почувствовал себя уязвленным и велел своим воинам перебить в окрестностях Вифлеема всех младенцев до двухлетнего возраста.
Рассказ об избиении младенцев в Вифлееме оставил в римской, византийской, классической европейской культуре глубокий след. Об избиении младенцев говорили святые, этой теме посвящали свои картины великие художники.
«Без сомнения, Ироду следовало не гневаться, но возыметь страх, смириться и познать, что он предпринимает дело невозможное; однако же, он не смиряется. Когда душа бесчувственна и неизлечима, она не принимает никакого врачевания, даруемого Богом. Смотри, как Ирод снова подвизается в прежних делах своих, прилагает убийство к убийству, и безумствует. Объятый гневом и завистью, как некоторым демоном, он ни на что не смотрит, неистовствует над самой природой, и гнев свой, возбужденный посмеявшимися над ним волхвами, изливает на неповинных младенцев, и, таким образом, совершает теперь в Палестине злодеяние, подобное бывшему некогда в Египте: «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов»», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
«Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, ибо их нет» — пишет пророк Иеремия об ужасной резне, устроенной царем Иродом после рождения Младенца-Христа. Узнав о том, что в отдаленном уголке его империи, Вифлееме, родился некий «Царь Иудейский», он решил во что бы то ни стало обезопасить себя и свою власть от будущего Конкурента. Самым надежным способом Ирод посчитал истребление всех детей, живущих в Вифлееме и его окрестностях, в возрасте до двух лет.
Надо ли говорить, что горю и гневу матерей не было предела? Ведь они лишились самого дорого, причем лишились не по каким-то непреодолимым причинам, вроде болезни или несчастного случая, а по глупой прихоти правителя, побоявшегося, что когда-нибудь ему придется расстаться с властью! В этом случае к чувствам, которые испытывает любая мать, потерявшая ребенка, присоединились еще и чувство несправедливо обделенных, униженных, раздавленных чьей-то беспощадной рукой…
Более чем через две тысячи лет к убитым вифлеемским детям стали обращаться с молитвой о… других убитых детях! Правда, эти, новые жертвы, погибают уже не от рук профессиональных убийц и не по приказу жестоких правителей, а от рук врачей, по желанию собственных родителей — то есть, в результате абортов. Детоубийство сегодня — одна из самых востребованных операций, наряду с безобидным удалением зуба или подбором очков. Хотя, наверное, любая женщина, сделавшая аборт и забывшая об этом, наверняка пережила бы шок, если бы на ее глазах погиб ребенок постарше — тот, который уже родился. И, конечно, оказавшись на месте вифлеемских матерей, наши современницы испытали бы не меньшее горе.
Так почему же они так хладнокровно решаются на убийство собственных детей в своей утробе? Не потому ли, что они просто не понимают, что делают? Не задумываются, или не хотят думать о том, что это аборт — это не просто прерывание какой-то абстрактной «беременности», а самое настоящее убийство уже живого ребенка?
Но, увы, ничего не проходит бесследно, тем более — аборт. Тот факт, что женщина сделала его, не задумываясь о последствиях, никак эти последствия не смягчит: неизбежно пострадает ее здоровье, а, возможно, она и вовсе лишится возможности быть матерью в будущем. Травму получит не только тело, но и психика, душа, и если сначала это можно будет не замечать, то с годами тоска и боль будет одолевать все чаще и сильнее. Ну, а если женщина имела представление о развитии зародыша в утробе и понимала, что фактически уничтожает уже начавшуюся жизнь, но не остановилась, то за свою жестокость она тоже ответит сполна — и в этой жизни, и в вечности.
Единственный выход для женщин, уже совершивших этот грех — раскаяться. Причем это должно быть покаяние длинною в жизнь — с постоянной искренней молитвой, с реальными делами, направленными против абортов… Впрочем, такой работой полезно заниматься всем, в том числе и тем, кто абортов никогда не делал. Уговаривать, разъяснять, помогать, и — молиться, молиться святым вифлеемским младенцам…
Единственный в России храм в честь 14 тысяч Вифлеемских младенцев строится в городе Юрга Кемеровской области. В нем будет находиться частица мощей одного из младенцев-мучеников. Протоиерей Константин Добровольский, инициатор строительства храма 14 000 Вифлеемских младенцев в городе, благочинный Юргинского округа рассказал «Правде.Ру» о том, что сподвигло жителей Кузбасса возвести эту церковь:
— Четырнадцать тысяч убитых детей — страшная цифра. Но в Российской Федерации сейчас столько же младенцев убивают в материнском чреве каждые четыре-пять дней. Вот что действительно страшно! Аборты — это Иродово проклятие, тяготеющее над нашей Россией. Не может быть благополучна страна, где убивают детей. Каждый священник, который регулярно служит и исповедует, знает, какие беды приносит этот грех. Медики говорят о «постабортном синдроме», а мы видим живых людей с незаживающими язвами в душе. Как бы себя не оправдывать, какие бы слова ни придумать — убивая своего ребенка, люди убивают образ Божий, убивают свою душу, убивают свою страну. В свое время мы приняли решение построить в нашем городе первый в России храм в честь Вифлеемских младенцев — не потому, что вдруг пришло такое желание, а по просьбам множества женщин, которые приходят к нам в надежде хоть как-то облегчить свою душу. Ведь вырвать младенца из утробы матери намного проще, чем память об этом из ее сердца.
Милые мои, от всей души хочу вам сказать: ни за что, никогда, ни при каких условиях, как бы ни было вам тяжело — не делайте этого! Господь, ради нас ставший человеком и в Вифлееме родившийся, видит и любит каждого, и мать, и её не рожденное еще дитя, и обязательно откроет ему и вам путь к любви и к радости! А если раньше уже случилась такая беда, надо твердо знать: Церковь открыта для каждого из нас, и она не осудит никого, кто придет к ней с покаянием, ни мать, ни отца, вольно или невольно подтолкнувшего ее к греху.
Читайте самое интересное в рубрике «Религия»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Молитвы Вифлеемским младенцам
Одной из самых трагических страниц в летописи христианства принято считать избиение невинных младенцев во Вифлееме. И для множества христиан по всему миру молитвы, приносимые этим святым – очень значимы.
Богослужение: 29 декабря
Избиение Вифлеемских младенцев: история или легенда?
Богословы настаивают на том, что данный факт имел место как промысел Божий, чтобы показать лютую натуру Ирода, его непомерную жесткость. Однако, в исторических древних источниках, в том числе, и в основном – авторства Иосифа Флавия, среди остальных зверств и бесчеловечных поступков этого иудейского правителя ничего не найдено об убийстве младенцев во Вифлееме. Потому немало ученых полагают, что именно то событие является элементом творчества в жизнеописании святого.
Когда читать молитвы Вифлеемским младенцам?
Память Вифлеемским мученикам младенцам принято почитать, согласно православной традиции, 11 января, вскоре после Рождества Христова. А богослужения, приуроченные к данному трагичному событию, проходят 29 декабря.
Исходя из версии историков, Вифлеем был небольшим городом, и там просто не могло быть тогда так много младенцев в возрасте менее двух лет.
Как же тогда отмечать этот печальный для христиан праздник и читать текст молитв Вифлеемским младенцам с полным осознанием и пониманием его сакрального смысла? Здесь священнослужители поясняют, что Левий Матфей не стремился довести до верующих точное число невинно убиенных младенцев, а призывал отнестись к количеству 14000 как символу непомерной жестокости, алчности, властолюбия в целом, а фигура лютого человека – правителя Ирода в данной истории как бы обобщает в целом эти качества правителей и множества людей той эпохи, и служит контрастом в сравнении со смирением, благостью, великодушием Бога, явившегося спасти человечество от него самого и его ужасных грехов.
Тексты молитв Вифлеемским младенцам
Тропарь, глас 1
Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.
Кондак, глас 6
В Вифлее́ме ро́ждшуся Царю́, волсви́ от Перси́ды с да́ры прихо́дят,/ звездо́ю свы́ше наставля́еми,/ но И́род смуща́ется и пожина́ет младе́нцы, я́ко пшени́цу,/ и рыда́ет себе́,// я́ко держа́ва его́ вско́ре разори́тся.
Ин кондак, глас 4
Звезда́ волхвы́ посла́ к Ро́ждшемуся,/ и И́род непра́ведное во́инство посла́ лю́то,/ уби́ти мня во я́слех// я́ко Младе́нца лежа́ща.
Вифлеемские младенцы-мученики: История, иконы, молитвы
Житие
Рассказы о святых. Вифлеемские младенцы. Передача телеканала «Радость моя».
Вифлеемская трагедия
Когда человек впервые читает Евангелие, то может ужаснуться тому факту, что в Вифлееме были убиты 14 000 невинных младенцев. О смысле их страданий и смерти рассуждают преподаватели Минских Духовных Школ: Библейской истории – Константин Константинович Мачан (он первым отвечает на наши вопросы) и философии – иерей Сергей Лепин.
Как Вы оцениваете смысл страданий Вифлеемских младенцев? И какое место уготовано им в загробной жизни?
Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом. Об этом говорят и многочисленные свидетельства из Священного Писания, и примеры из жизни людей, страдающих в этом мире по тем или иным причинам. Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать увидеть это сразу, в один миг. А иногда и далекие исторические примеры остаются для нас необъяснимыми с точки зрения оправданности страданий. Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невинную кровь за Спасителя мира. Хотя они сделались мучениками бессознательно, но это произошло по Промыслу Божию. После Крестной Жертвы Спасителя страдания за Него становятся для человека свидетельством веры. Ведь по-гречески «мученик» — «свидетель». Но что можно говорить о праведниках Ветхого Завета, страдающих за Истинного Бога еще до пришествия Христа или о страданиях Вифлеемских младенцев — сверстников Младенца-Спасителя? Без сомнения, они важны для Бога ничуть не меньше новозаветных, с той лишь разницей, что Христос пострадал за них на Кресте и освободил от греха, проклятия и смерти после их земной жизни.
Здесь можно ответить относительно их земной участи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Здесь несколько медных монет— наша земная жизнь, которая рано или поздно заканчивается смертью, а золото — жизнь вечная. Так, за несколько мгновений страданий и мучений младенцы обрели блаженную вечность, обрели то, чего святые достигали подвигами и трудами всей жизни. Вифлеемские младенцы наследовали себе вечную жизнь в сонме Ангелов. Для них страдания были той таинственной дверью, которая привела их в Царство Небесное.
Пророк Иеремия пишет: «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер.31:15). Это относится только к Вифлеемским младенцам или ко всем поколениям христианских мучеников-младенцев?
Рама — это местечко в Израиле, где была похоронена Рахиль, жена ветхозаветного патриарха Иакова, сына Исаака и внука Авраама. По преданию, когда сына Рахили, Иосифа, вели в Египет, как пленника и раба, он, проходя мимо гробницы своей матери, заплакал и закричал: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?». В ответ из гробницы послышалось рыдание. Затем, когда вавилонский царь Навуходоносор в 586 году до Рождества Христова сокрушил и разгромил Иудейское царство, то он приказал переселить его жителей в Вавилонию, и Рама была городом, где собирали пленников-иудеев, чтобы везти их в далекую страну.
По своему географическому положению город Рама находится в 12-ти километрах от Вифлеема. Поэтому, можно предположить, что когда царь Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его» (Мф.2:16), эта территория включала в себя и Раму. В Ветхом Завете пророк Иеремия описывает жителей Иерусалима, уводимых на чужбину (Иер.1:15), и эти слова о плачущей Рахили сказаны о них. На этом печальном пути они проходят мимо города Рамы—места захоронения Рахили (1 Цар.10:2); и Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе, выпавшей ее народу в Вавилонском пленении.
Но спустя века произошла более страшная трагедия. Уже не враги уводили в плен, а свои соплеменники убивали неповинных детей. В наше время, помня о младенцах из Вифлеема, мы вспоминаем обо всех убиенных — убитых просто так, без обвинения, без какого бы то ни было «состава преступления», убитых просто так, по той причине, что это было нужно многочисленным «Каинам и Иродам».
Протодиакон Андрей Кураев об избиении вифлеемских младенцев.
Предание говорит, что младенцев было 14 000, в Евангелии об этом ничего не сказано. Эта цифра имеет какое-либо значение?
Их было, как указывает византийская традиция, 14 000. Понятно, что столько детей «от двух лет и ниже» просто не могло быть в маленьком Вифлееме и его окрестностях. Отсюда становится ясно, что число это имеет символическое значение. Оно говорит о массовости такого явления, как убиение невинных, как репрессии, которые чаще всего обрушиваются не на единиц, а на тысячи и даже миллионы. Евфимий Зигабен, византийский богослов ХII века пишет об этом так: «Ирод полагал, что звезда, возвестившая мудрецам с востока о Рождестве Христовом, не тотчас же явилась им, но что Младенец родился задолго до ее появления. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года».
В то же время можно говорить о символичности цифры «14» как о числе «сыновей» Рахили. В Библии сыновьями Рахили называются не только Иосиф и Вениамин, рожденные ею, но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина)—«это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). По 14-ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль спустя 17 столетий после своей земной жизни.
Вообще, цифра «14» часто встречается в библейской традиции. Например, в родословной Спасителя насчитывается «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17). Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать уже во II веке. Вероятно, тогда и была определена цифра «14 000».
Иконы и картины
Мученики младенцы Вифлеемские. Россия. Конец XVI — начало XVII в.
Святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные. Кодекс Гертруды, кон. X в. Чивидале, Италия
Святые мученики 14000 младенцы Вифлеемские. Афон, монастырь Дионисиат
«Избиение младенцев» (фреска Джотто в капелле Скровеньи)
«Избиение младенцев» (Даниэле да Вольтерра)
«Избиение младенцев» (Гвидо Рени, 1611—1612)
Молитвы
Тропарь, глас 1
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.
Кондак, глас 6
В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.
Кондак, глас 4
Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/ и Ирод неправедное воинство посла люто,// убити мня во яслех яко Младенца лежаща.
О чем молятся вифлеемским младенцам
Одной из самых трагических страниц в летописи христианства принято считать избиение невинных младенцев во Вифлееме. И для множества христиан по всему миру молитвы, приносимые этим святым – очень значимы.
Богослужение: 29 декабря
Богословы настаивают на том, что данный факт имел место как промысел Божий, чтобы показать лютую натуру Ирода, его непомерную жесткость. Однако, в исторических древних источниках, в том числе, и в основном – авторства Иосифа Флавия, среди остальных зверств и бесчеловечных поступков этого иудейского правителя ничего не найдено об убийстве младенцев во Вифлееме. Потому немало ученых полагают, что именно то событие является элементом творчества в жизнеописании святого.
Память Вифлеемским мученикам младенцам принято почитать, согласно православной традиции, 11 января, вскоре после Рождества Христова. А богослужения, приуроченные к данному трагичному событию, проходят 29 декабря.
Исходя из версии историков, Вифлеем был небольшим городом, и там просто не могло быть тогда так много младенцев в возрасте менее двух лет.
Как же тогда отмечать этот печальный для христиан праздник и читать текст молитв Вифлеемским младенцам с полным осознанием и пониманием его сакрального смысла? Здесь священнослужители поясняют, что Левий Матфей не стремился довести до верующих точное число невинно убиенных младенцев, а призывал отнестись к количеству 14000 как символу непомерной жестокости, алчности, властолюбия в целом, а фигура лютого человека – правителя Ирода в данной истории как бы обобщает в целом эти качества правителей и множества людей той эпохи, и служит контрастом в сравнении со смирением, благостью, великодушием Бога, явившегося спасти человечество от него самого и его ужасных грехов.
Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.
В Вифлее́ме ро́ждшуся Царю́, волсви́ от Перси́ды с да́ры прихо́дят,/ звездо́ю свы́ше наставля́еми,/ но И́род смуща́ется и пожина́ет младе́нцы, я́ко пшени́цу,/ и рыда́ет себе́,// я́ко держа́ва его́ вско́ре разори́тся.
Звезда́ волхвы́ посла́ к Ро́ждшемуся,/ и И́род непра́ведное во́инство посла́ лю́то,/ уби́ти мня во я́слех// я́ко Младе́нца лежа́ща.
11 января по новому стилю Русская православная церковь совершает память 14 тысяч младенцев, убитых в Вифлееме по приказу жестокого царя Ирода. Маленькие дети, ставшие первыми мучениками за Христа, считаются покровителями младенцев. В этот день православные молятся о предотвращении абортов, а также приносят покаяние те, кто когда-либо их совершал.
Евангелие от Матфея сохранило для нас рассказ о трагедии, случившейся в Вифлееме в те дни, когда родился Христос. Царь Ирод, чье имя и в наши дни остается именем нарицательным, обозначая злого и безнравственного человека, опасался, что власти его угрожает исполнение древних пророчеств о пришествии в мир Царя Иудейского.
Согласно Евангелию, он встретил пришедших в Иудею волхвов и потребовал от них указать на родившегося Спасителя. Когда же Ирод понял, что волхвы не исполнили его приказа, он почувствовал себя уязвленным и велел своим воинам перебить в окрестностях Вифлеема всех младенцев до двухлетнего возраста.
Рассказ об избиении младенцев в Вифлееме оставил в римской, византийской, классической европейской культуре глубокий след. Об избиении младенцев говорили святые, этой теме посвящали свои картины великие художники.
“Избиение младенцев” Никола Пуссен. 1630-1631
“Без сомнения, Ироду следовало не гневаться, но возыметь страх, смириться и познать, что он предпринимает дело невозможное; однако же, он не смиряется. Когда душа бесчувственна и неизлечима, она не принимает никакого врачевания, даруемого Богом. Смотри, как Ирод снова подвизается в прежних делах своих, прилагает убийство к убийству, и безумствует. Объятый гневом и завистью, как некоторым демоном, он ни на что не смотрит, неистовствует над самой природой, и гнев свой, возбужденный посмеявшимися над ним волхвами, изливает на неповинных младенцев, и, таким образом, совершает теперь в Палестине злодеяние, подобное бывшему некогда в Египте: “послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов””, — пишет святитель Иоанн Златоуст.
“Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, ибо их нет” — пишет пророк Иеремия об ужасной резне, устроенной царем Иродом после рождения Младенца-Христа. Узнав о том, что в отдаленном уголке его империи, Вифлееме, родился некий “Царь Иудейский”, он решил во что бы то ни стало обезопасить себя и свою власть от будущего Конкурента. Самым надежным способом Ирод посчитал истребление всех детей, живущих в Вифлееме и его окрестностях, в возрасте до двух лет.
Надо ли говорить, что горю и гневу матерей не было предела? Ведь они лишились самого дорого, причем лишились не по каким-то непреодолимым причинам, вроде болезни или несчастного случая, а по глупой прихоти правителя, побоявшегося, что когда-нибудь ему придется расстаться с властью! В этом случае к чувствам, которые испытывает любая мать, потерявшая ребенка, присоединились еще и чувство несправедливо обделенных, униженных, раздавленных чьей-то беспощадной рукой…
Более чем через две тысячи лет к убитым вифлеемским детям стали обращаться с молитвой о… других убитых детях! Правда, эти, новые жертвы, погибают уже не от рук профессиональных убийц и не по приказу жестоких правителей, а от рук врачей, по желанию собственных родителей — то есть, в результате абортов. Детоубийство сегодня — одна из самых востребованных операций, наряду с безобидным удалением зуба или подбором очков. Хотя, наверное, любая женщина, сделавшая аборт и забывшая об этом, наверняка пережила бы шок, если бы на ее глазах погиб ребенок постарше — тот, который уже родился. И, конечно, оказавшись на месте вифлеемских матерей, наши современницы испытали бы не меньшее горе.
Так почему же они так хладнокровно решаются на убийство собственных детей в своей утробе? Не потому ли, что они просто не понимают, что делают? Не задумываются, или не хотят думать о том, что это аборт — это не просто прерывание какой-то абстрактной “беременности”, а самое настоящее убийство уже живого ребенка?
Но, увы, ничего не проходит бесследно, тем более — аборт. Тот факт, что женщина сделала его, не задумываясь о последствиях, никак эти последствия не смягчит: неизбежно пострадает ее здоровье, а, возможно, она и вовсе лишится возможности быть матерью в будущем. Травму получит не только тело, но и психика, душа, и если сначала это можно будет не замечать, то с годами тоска и боль будет одолевать все чаще и сильнее. Ну, а если женщина имела представление о развитии зародыша в утробе и понимала, что фактически уничтожает уже начавшуюся жизнь, но не остановилась, то за свою жестокость она тоже ответит сполна — и в этой жизни, и в вечности.
Единственный выход для женщин, уже совершивших этот грех — раскаяться. Причем это должно быть покаяние длинною в жизнь — с постоянной искренней молитвой, с реальными делами, направленными против абортов… Впрочем, такой работой полезно заниматься всем, в том числе и тем, кто абортов никогда не делал. Уговаривать, разъяснять, помогать, и — молиться, молиться святым вифлеемским младенцам…
Рассказы о святых. Вифлеемские младенцы. Передача телеканала “Радость моя”.
Когда человек впервые читает Евангелие, то может ужаснуться тому факту, что в Вифлееме были убиты 14 000 невинных младенцев. О смысле их страданий и смерти рассуждают преподаватели Минских Духовных Школ: Библейской истории – Константин Константинович Мачан (он первым отвечает на наши вопросы) и философии – иерей Сергей Лепин.
Как Вы оцениваете смысл страданий Вифлеемских младенцев? И какое место уготовано им в загробной жизни?
Протодиакон Андрей Кураев об избиении вифлеемских младенцев.
Предание говорит, что младенцев было 14 000, в Евангелии об этом ничего не сказано. Эта цифра имеет какое-либо значение?
Мученики младенцы Вифлеемские. Россия. Конец XVI – начало XVII в.
Святые мученики 14000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные. Кодекс Гертруды, кон. X в. Чивидале, Италия
Святые мученики 14000 младенцы Вифлеемские. Афон, монастырь Дионисиат
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.
В Вифлееме рождшуся Царю, волсви от Персиды с дары приходят,/ звездою свыше наставляеми,/ но Ирод смущается и пожинает младенцы, яко пшеницу,/ и рыдает себе,/ яко держава его вскоре разорится.
Звезда волхвы посла к Рождшемуся,/ и Ирод неправедное воинство посла люто,// убити мня во яслех яко Младенца лежаща.