мудовые рыдания что это
Три конверта президента Путина
Владимир Путин опять написал статью. На этот раз «Об историческом единстве русских и украинцев». А я опять задумался: зачем? Зачем он это делает? Каждый раз пишет какие-то статьи и публикует их в каких-то газетах, журналах, иногда заграничных, или на своём кремлёвском сайте.
Он что, блогер? Колумнист? Кому и что он пытается объяснить? Перед кем и за что оправдывается? Тем более, что все эти статьи пишет не он. Кого мы пытаемся обмануть? Все знают, что эссе, подписанные «Владимир Путин», сочиняет группа спичрайтеров, референтов и прочих контент-менеджеров из «апэшечки», как в народе ласково называют администрацию президента. Именно что группа. Оттого все тексты выглядят как письмо дяди Фёдора родителям. Ну то самое, которое начал мальчик дядя Фёдор, потом дописывал Шарик, а потом Матроскин – и снова Шарик. «А здоровье моё не очень, то лапы ломит, то хвост отваливается».
Копирайтеры старательно пытаются подражать устным интонациям президента. Но избегают местоимения «я». Видимо, из суеверных соображений. Все глаголы первого лица в настоящем времени без местоимения. Типа, и так понятно, кто. Не может же негр из администрации написать «я» за президента! А ещё мы боимся упоминать имена. Тоже магия, суеверный страх. «Действующий президент Украины».
Владимир Владимирович! Услышьте меня, простого блогера и колумниста. Вы руководитель самой большой (хотя бы по территории) державы мира. Мой друг Захар Прилепин называет Вас «императором». Вы не должны ни перед кем оправдываться. Не унижайте себя и нас. Можете называть украинцев неблагодарными бандерлогами, скажите, что весь украинский язык придумали два еврея в Вене, процитируйте Булгакова про кота и кита, Бродского про баштан и вареник, я Вам разрешаю говорить и делать всё: только, пожалуйста, никому ничего не объясняйте. Император никому ничего не объясняет и не оправдывается.
Дальше идёт скучнейший реферат по истории русско-украинских отношений. Всё вроде бы верно, всё правильно, да глазу и уму не за что зацепиться. Статья президента должна начинаться как землетрясение в торговом центре и продолжаться по нарастающей. А тут скука. Такой реферат мог опубликовать какой-нибудь референт.
Бенедикт Андерсон в 1983 году выпустил книгу, в которой объясняет, что нации – это воображаемые сообщества. Питерский писатель Александр Мелихов, не прочитав Андерсона, сочинил несколько романов об этом. А модный интеллектуальный стендапер из Израиля Юваль Ной Харари, ничего про Мелихова не зная, тоже открыл, но на весь мир, что нации конструируются вокруг мифа, тотема и табу, а не посредством научного знания. Мы должны были предложить Украине и всему миру яркий, привлекательный, захватывающий воображение образ совместного будущего, а не пересказывать школьный учебник.
«Давайте не будем смотреть на Гитлера глазами евреев».
И тогда, мол, поймём, какой это был замечательный человек. Надо попросить Дмитрия Анатольевича Медведева, я знаю, у него есть айфон, чтобы он показал Путину некоторые сведения из общедоступных источников про Ильина. И немного про современное состояние науки. А то эти люди из РВИО, которые наверняка как-то причастны, они подставляют президента, давая ему цитаты из Ильина, редактируя рефераты референтов и скрывая от Путина прогресс в современных гуманитарных знаниях.
РВИО собиралось поставить памятники Маннергейму и Колчаку, они снимают фильмы, которые можно смотреть только в обзорах БэдКомедиана, и постоянно обманывают Путина. Надо их запретить как иностранного агента. Может, за Маннергейма им проплачивает Финляндия? Я ничего не утверждаю. Но, думаю, неплохо было бы проверить.
Как говорится, «скучно, девочки». Но напомню, в чём суть: Ленин, построив государство на федеративной основе и предусмотрев право Республик на выход из Союза, тем самым заложил мину под государственное устройство. Ну да. Ленин сначала воссоздал это самое государство, которое бравые монархисты-унитаристы профукали, Ленин собрал все земли воедино. Как собирал? А как получалось. Иной раз силой, иной раз мягкой силой, политикой, дипломатией, посулами. Предоставлением автономии, собственной государственности всем народам. Гарантиями свободы и равенства. Каковые возможны только при федеративном устройстве.
Кстати, кантоны Швейцарии формально тоже могут покинуть свою федерацию, для этого нужно изменение конституции и всенародный референдум. И в СССР нужно было то же самое. Как проводили референдум в СССР и какой был результат, мы помним (народ высказался ПРОТИВ), и как распускали Союз три самозванца в лесу, и как новую конституцию принимали – тоже помним.
Дальше пишется о том, что Сталин, Хрущёв и прочие «большевики» (риторика РВИО детектед) волюнтаристски нарезали туда-сюда земли, меняли границы и вообще обкрадывали «Россию». Какая Россия имеется в виду? РСФСР, хартленд СССР? Как её можно было обкрадывать и в пользу кого? Решения о территориях всегда принимались с какими-то конкретными хозяйственными и административными целями. Ошибки тоже были. Но в сложном деле с границами не ошибиться было нельзя. Невозможно единственно верным образом провести границу между Арменией и Азербайджаном, например. Но можно решить вопрос, встав над проблемой: создав страну и общность, единую и для армян, и для азербайджанцев. Так и сделали «большевики».
Ленин и Сталин были провидцами, но даже они не могли предвидеть, что настанет день и в Кремле их место займёт танцующий алкоголик, который объявит о независимости России от Казахстана. Каковое событие станет в новой стране, живущей под власовским триколором, официальным праздником. Глубину человеческого идиотизма невозможно ни предвидеть, ни предсказать.
А в завершение вот вам старый советский анекдот. Отправили первого секретаря райкома КПСС в отставку, он передаёт дела своему преемнику. Вручает ему ключ от сейфа и говорит: «Там три конверта. Они пронумерованы. Когда станет совсем плохо, вскрывай по порядку». Вступил в должность новый первый секретарь райкома. Работает, работает, всё хорошо. Потом провал – план по молоку не выполнил. В обком вызывают. Испугался, полез в сейф, открывает первый конверт. Там написано: «Вали всё на меня». Поехал в обком, свалил беду на предшественника: дескать, он извёл поголовье КРС, когда план по мясу перевыполнял, а теперь доить некого. Хорошо, простили. Дальше работает. Второй косяк: посевную запорол. Лезет в сейф, вскрывает второй конверт, там написано: «Обещай всё исправить». Поехал в обком, каялся, признавал ошибки, обещал наладить посевную. Поверили. Работает дальше, успокоился. И тут третья проблема: урожай не смог собрать. Думает: ну ничего, у меня есть ещё один конверт, там наверняка решение или дельный совет. Лезет в сейф, вскрывает последний конверт. А в конверте записка: «Готовь три конверта».
Мудовые рыдания
«Порешить этих тварей на месте!»
Нищие старики, злоба и отчаяние. Чем живут православные на Украине
«Лента.ру» продолжает серию репортажей с Украины. Чтобы понять, чем живет сегодня страна и что беспокоит украинцев, мы попросили журналиста Игоря Ротаря поделиться впечатлениями от его поездки по украинским регионам. В предыдущем материале мы рассказали о том, как живут деревни Донбасса, оказавшиеся на линии фронта. В этот раз наш корреспондент под видом паломника посетил православный монастырь в Донбассе, чтобы узнать настроения верующих.
Святогорск — небольшой городок в «украинской» части Донбасса, известный далеко за пределами Украины. В былые времена в Свято-Успенскую Святогорскую лавру приезжали паломники со всей Российской империи, в том числе знаменитости: монастырь посещал Антон Чехов, описавший его в своем рассказе «Перекати-поле», Иван Бунин и Федор Тютчев. Бывала здесь и Марина Цветаева — в 1914 году у нее завязался роман с поэтессой Софией Парнок, жившей неподалеку. Знаменит Святогорск не только своим прошлым. Здесь в августе 2014 состоялось памятное выступление Андрея Макаревича перед беженцами из зоны конфликта, после которого музыканта объявили врагом России. Депутаты Госдумы предлагали лишить его всех званий и наград. «Андрей Макаревич давно сотрудничает с фашистами. Этот выбор он сделал достаточно давно, еще когда перешел на сторону врагов Российской Федерации», — заявил тогда депутат от «Единой России» Евгений Федоров.
В последнее время Святогорск, а точнее Свято-Успенская лавра вновь оказалась в центре внимания. На этот раз из-за так называемого раскола в Украинской Православной церкви (УПЦ). После того как Константинополь предоставил Украине автокефалию, по стране поползли слухи о скором захвате православных святынь и передаче их новой украинской церкви. С тех пор паломники в Святогорск едут чуть ли не со всей страны.
Конечно же, все эти обвинения выглядят нелепо, но нельзя не отметить, что святогорские монахи не стали публично предавать анафеме «агрессора-Россию» или «террористов», сохраняя нейтралитет. Интересно также, что охрану монастыря несет так называемый «Святогорский казачий полк» (к слову, эти ряженые малообразованные люди в папахах довольно грубы). Я говорил с их атаманом Виталием Кушиным четыре года назад, и он мне сообщил, что уволился из Вооруженных сил СССР после «предательского беловежского соглашения», так как не хотел присягать на верность Украине. Кушин не скрывает, что является сторонником воссоздания Российской империи, а распад Советского Союза считает делом рук предателей.
Впрочем, святогорские иноки своего отношения к идеям «русского мира» никогда открыто не выказывали. В отличие от священников расположенного по соседству Славянска. Во время боевых действий весной 2014, когда украинская армия зачищала город от ополченцев Игоря Стрелкова (бывшего командующего армией самопровозглашенной ДНР), на баррикадах вместе с «сепарами» стояли старушки с иконами. Выполнить свой «священный долг» их призвали настоятели городских храмов. Да и сами батюшки не раз были замечены на передовой. Священники проводили молебны, исповедовали и причащали ополченцев.
А священник Виталий Веселый, по совместительству известный в городе поэт, даже читал перед собравшимися свои произведения:
«Люблю я русского великого солдата,
Насмерть готового за Родину стоять,
Ее, любимую, от монстров типа НАТО,
И прочих хищных террористов защищать!»
Другими словами, украинские власти и спецслужбы имеют достаточно причин, чтобы не доверять «пророссийской» УПЦ и тем более ее представителям из восточных регионов страны.
Под видом паломника я решил узнать, чем живет Святогорская лавра после предоставления автокефалии. Ведь, по сути, настроения ее паломников и насельников являются срезом взглядов прихожан УПЦ во всей Украине. По крайней мере восточной ее части.
Приобщение к монастырской жизни я начал с местной трапезной и простой, но сытной пищи: картошка, соленые огурцы, мед. К слову, здесь кормят всех желающих, и хотя бы за это стоит сказать монахам большое спасибо. Монастырь дает нуждающимся не только еду, но и кров: сегодня здесь проживает около 150 беженцев, а в 2014-2015 годах — в период активных боевых действий на юго-востоке Украины — в лавре укрывалось до тысячи человек.
К слову, об общепите. Рядом с монастырем расположен поражающий своими размерами ресторан «Монарх», стены которого увешаны фотографиями членов семьи последнего Российского императора Николая II. Увы, готовят в этом помпезном тематическом заведении на удивление плохо, и единственное, что позволяет примириться с этим, — великолепный вид на лавру.
В монастыре очень много нищих, причем все они уверяют, что являются пострадавшими от военных действий. Я разговорился с 75-летней Натальей, вынужденной переселенкой из Донецка. Наталья выглядит как нищенка, но интеллигентности за время мытарств не растеряла.
— Все вынужденные переселенцы должны встать на учет, иначе тебе просто не будут платить пенсию. Сначала я с 45-летним сыном-инвалидом (его зверски избили в армии) жила в одном из святогорских пансионатов, но затем снялась с учета и переехала на новое место, где сразу же зарегистрировалась. Прошло уже полгода, но пенсию мне и сыну платить так и не начали. Таких, как я, пенсионеров-беженцев без копейки, очень много. На месте Владимира Путина я бы этим воспользовалась и давала бы таким деньги, чтобы показать людям, кто есть кто.
Выслушав еще несколько советов российскому президенту, я решил взглянуть на монашеский скит, расположенный в лесу, неподалеку от монастыря. Прогулка получилась не слишком веселой. То и дело мне на глаза попадались собирающие хворост пожилые люди.
— В Святогорске большинство домов топится дровами. У меня пенсия две тысячи гривен (около пяти тысяч рублей), дрова слишком дороги. Вот и приходится собирать хворост в лесу, — говорит мне пенсионерка Светлана, между прочим, бывший главный бухгалтер одного из святогорских предприятий.
В номер монастырской гостиницы я пришел уже вечером. Кроме меня здесь остановились двое жителей Харьковской области; мужчина из соседнего Краматорска, сильно напоминающий типичного бандита 90-х; мужчина средних лет из прифронтовой Авдеевки и молодой бородач, похожий на ополченца самопровозглашенной ЛНР.
Мои соседи были очень доброжелательны и угостили меня чаем, а «браток» из Краматорска расщедрился и выложил на стол пирожки от жены. Стоит ли говорить, что скоро разговор зашел о политике. Дружно повозмущавшись «сатанинским» поступком Константинополя, предоставившего автокефалию новой украинской церкви, мои собеседники перешли к геополитике.
— Ты пойми, нет такого народа — украинцы. Все мы русские, и так называемые украинцы, и белорусы. И страны такой — Украина — нет, а есть русская провинция Малороссия, — под одобрительный гул собравшихся объясняет мне Алексей из Харькова.
Не обошлось без дискуссии. Тот же Алексей заявил, что «Майдан — это божья кара Малороссии за грехи», и верующим стоило смиренно наказание принимать, а не сопротивляться. С его позицией решительно не согласился «браток».
— Когда Стрелков к нам в город пришел, понабирал к себе всякий местный сброд, алкашей, наркоманов, в общем, не нравились мне они. Но чтоб вообще не сопротивляться — это ты брось! Когда эти майданутые в Киеве бузить начали, то надо было нам туда ехать их мочить, порешить этих тварей на месте! А потом уже поздно было что-то делать, только в итоге пол-Донбасса расхерачили, — заключил он, понурив голову.
Сергей из Луганска поначалу вел себя со мной довольно настороженно, по-видимому, опасаясь, что я агент Киева, но потом и его прорвало.
— Весь мир, в том числе и Россия, пали перед дьяволом, только у нас в ЛНР и ДНР еще сохранилось истинное православие! Приведу такой пример: у нас нет электронных чипов, этого дьявольского изобретения, распространившегося по всему миру. О том, что спасение миру придет от нас, проповедовал и святой Филипп Луганский, живший в нашем городе в прошлом веке. Этот святой старец предрек распад СССР и торжество антихриста в Малороссии. Но он же предрек, что очищение мира начнется из Луганска и царство православное вновь восторжествует!
На этой торжественной ноте в беседу врывается Рома из Авдеевки и первым делом обращается ко мне:
— Так ты из Америки уехал потому, что понял, что ей скоро каюк наступит? Нет, еще вернешься туда?! Ну, тогда передай американским православным: пусть бегут оттуда, пока не поздно. И сам беги, не тяни. Очень скоро Бог уничтожит США за грехи! А Сергей дело говорит. Уже и старец в Донбассе появился, которому новый русский царь присягать будет. Перебьем мы тогда жидов и построим царство православное!
Выясняется, что Рома отчаянный антисемит. По его мнению, евреи давно уже подменили Путина и с помощью его двойника управляют Россией. Аккурат как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».
Другие мои собеседники иудейский народ открыто не ругают, но по их молчаливому согласию с концепцией Романа стало понятно, что в «сионистский заговор» они тоже верят. На мой более чем недоуменный вопрос о двойнике Путина мне дипломатично, но с доверительным тоном отвечают, что «такая версия существует».
Узнав взгляды моих соседей по монастырскому приюту, я решил, что этого достаточно и терпеть их храп ночью будет совершенно лишним. Так что перед «отбоем» я благополучно отбыл в более комфортное жилище. Само собой, мое исчезновение не осталось незамеченным, и по монастырю поползли слухи, что «казачок-то засланный». Несмотря на это (а скорее, именно поэтому), из аппарата настоятеля ко мне прислали «представителя руководства». Но священнослужитель сразу оговорился, что беседовать со мной он будет как частное лицо, поскольку не получил благословения на интервью. И уж точно не стоит объяснять, почему монах при любом удобном случае напоминал о нейтралитете лавры в конфликте, «разорвавшем страну на две части», ведь церковь, по его словам, вне политики.
По поводу же предоставления автокефалии украинской церкви монах сказал, что неожиданностью это не стало.
— Мы давно ожидали этого. После того как в 2014 году в Украине произошел госпереворот, беззакония стали обычным явлением, и нынешний раскол вполне вписывается в эту вакханалию. Но я думаю, что это испытание пойдет на пользу нашей церкви, так как мы очистимся от сорняков.
Бывал я в православных монастырях США, и русские, и украинцы, которых я там встречал, тоже в целом придерживались идей «русского мира», прозвучавших в комнатке монастырской гостиницы и за ее пределами. Но не было в них такого радикализма, и явного антисемитизма не было, при этом к Путину и там демонстрировалось большое уважение.
Нетерпимость донецких православных является прямым следствием глубочайшего раскола в украинском обществе, где взаимная ненависть разрушает семьи, превращает в непримиримых врагов ближайших родственников. Увы, злоба и нетерпимость захлестнула не только светское общество, не избежали этого и верующие, для которых гнев есть грех. Причем страшный.
Тема: Мудовые рыдания великой страны
Опции темы
Мудовые рыдания великой страны
Рождение переднего привода
Сказать, что принципиально новый переднеприводный автомобиль ВАЗ-2108 рождался нелегко, значит не сказать ничего. Он рождался в муках. И виной тому не только технические трудности, коих, конечно, хватало с избытком.
Главное заключалось в другом. Руководство Минавтопрома (и не то¬лько оно) никак не могло решиться на столь крутой поворот. Хотя министром в то время был бывший вазовец В.Поляков, за плечами которого уже был гигантский проект ФИАТ-ВАЗ, но даже ему было ох как непросто принять соответствующее решение. Дело новое, риск – огромный. А вдруг провал?
Г.Мирзоев. В истории создания автомобильной промышленности Советского Союза была одна характерная особенность. Новые заводы, как правило, строились с помощью какой-то иностранной автомобильной фирмы под производство мо¬дели, уже выпускаемой этой фирмой и хорошо себя зарекомендовавшей: ЗИС, ГАЗ, МЗМА (АЗЛК), ВАЗ.
При недостатке опытных квалифицированных кадров и отсутствии развитой инфраструктуры поставщиков это себя оправдывало: минимальный риск и достаточно высокий технический уровень. Хотя, конечно, заведомо закладывало отставание на 7–10 лет от уровня автомобилей конкурентов. К началу вы¬¬пуска новой модели в Союзе инофирма этот автомобиль с производства у себя, как правило, уже снимала.
К концу 70-х гг. совершенно чётко обозначилась тенденция перехода легковых автомобилей на передний привод. Постановка на производство переднеприводного автомобиля требовала нового оборудования практически для всех основных агрегатов. И это при том, что оборудование на ВАЗе не отработало ещё и 10 лет и по отечественным меркам было чуть ли не новейшим.
На других автозаводах страны ему было за тридцать, и ставить вопрос о постановке переднеприводного автомобиля на ВАЗе казалось некорректным.
Прослышав про наши сомнения, приехали представители ФИАТа и предложили свои услуги по разработке нового заднеприводного автомобиля на су¬¬ществующих агрегатах (аналогичный проект «Полонез» ФИАТ завершал в По¬ль¬ше на агрегатах ФИАТ-125). Сотрудничать же с нами по новому переднеприводному автомобилю они отказались.
Неожиданную и весомую поддержку в плане постановки переднеприводного автомобиля на производство мы получили от технического директора АВТОВАЗа М.Фаршатова.
Расчёт у него был вполне логичным. К моменту постановки на производство нового автомобиля действующее оборудование отработает уже 15 лет.
Замена на новую модель может произойти только на одной из трёх технологических цепочек. Если ставить на производство новые базовые автомобили каждые 5 лет, то оборудование на последней цепочке должно будет отработать более 25 лет.
В практике мирового автостроения оптимальный срок службы оборудования – 20 лет. Дальше теряются точность, производительность, качество, растут затраты на ремонт. В конце концов в результате долгих дебатов позиция ставить на производство именно переднеприводный автомобиль победила.
31 декабря 1978 года был собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108. Он имел множество прогрессивных решений: поперечное располо¬жение двигателя, независимая подвеска всех колёс, реечное рулевое уп¬ра¬в¬ление, передние дисковые тормоза с плавающей скобой, отрицательное плечо обката, большое количество электроники, двери и капот из алюминия, пластмассовые бамперы, панель приборов и интерьер из цельноформованных деталей и т.д.
Теперь необходимо было решить вопросы создания в СССР производства всего этого – от материалов до готовых изделий.
И повезли мы один из образцов в Москву на своеобразные испытания – «показы» членам ЦК и правительства.
Свою миссию он выполнил – в середине 1979 года появилось постановле¬ние ЦК и Совмина об организации производства переднеприводных автомобилей на ВАЗе. В УГК началось изготовление серии образцов.
Следующий вопрос, который вызвал не меньше споров, был – как делать? Начиная от «всё делать самим» и до покупки очередного автомобиля у зарубежного производителя.
В первом случае был большой риск – как конструктивный, так и технологический. Во втором же случае мы были обречены на покупку не совсем свежего товара – ведь продавать будет конкурент, причём из уже имеющегося в производстве.
Решение было компромиссным: разработка автомобиля ведется нами, но приглашаются две зарубежные фирмы – своего рода консультанты по конструкции и технологии; покупаются лицензии и осваивается производство ряда агрегатов (которые за рубежом являются для производителя автомобилей по¬купными изделиями).
На «восьмёрку» было закуплено более 20 лицензий у фирм, специа¬ли¬зи¬рующихся на производстве этих изделий, в том числе – реечное рулевое уп¬ра¬вление, сцепление, передние дисковые тормоза, подвеска МакФерсон, за¬м¬¬ки дверей и др.
В качестве консультанта по конструкции выбор остановился на фирме «Порше». И не случайно. Во-первых, она нам не конкурент (а мы ей – тем более). Во-вторых – это известная инжиниринговая фирма, которая выполняет заказы по разработке новых автомобилей для многих европейских, и не только европейских автомобильных фирм.
Но было ещё и в-третьих.
В 1975 году президент фирмы «Порше» Э.Фурманн встретился с В.По¬ля¬ковым, тогда уже министром автомобильной промышленности СССР. И в разговоре отметил, что немецкое государство причинило много бед Советскому Союзу, развязав вторую мировую войну, и что это необходимо каким-то образом компенсировать.
В результате родилось соглашение между ВАЗом и фирмой «Порше» под эгидой Госкомитета по науке и технике (ГКНТ) СССР.
Работа была рассчитана на три года – с 1976 по 1978 гг., по 500 тысяч дойчмарок в год. За этот период были разработаны и изготовлены: вариант автомобиля «Нива» с алюминиевыми навесными деталями; двигатель, работающий на бедных бензиновых смесях; ходовой макет модернизации автомобиля ВАЗ-2103 по интерьеру и экстерьеру.
В течение двух с половиной лет на «Порше» постоянно находилась группа наших специалистов, регулярно обновляющаяся, что позволяло «набраться ума» и двигателистам, и кузовщикам, и дизайнерам.
С выбором консультанта по технологии у наших технологов было однозначное мнение: иметь ФИАТ, поскольку там лучше нас разбирались в вазовской технологии, оборудовании, планировках.
Но, поскольку сам ФИАТ сотрудничать с нами по переднему приводу отказался, он предложил свою дочернюю фирму UTS, специализирующуюся на те¬х¬¬нологических разработках.
В январе 1980 года был подписан контракт с фирмой «Порше», а летом того же года – с UTS. Появились в Европе три центра: Тольятти, Штутгарт и Турин, не считая фирм-лицензиаров, где смешанные коллективы вели разработку конструкции и технологии.
Была организована система обмена информацией и принятия согласованных решений. При этом окончательное утверждение всех решений происходило в Тольятти.
Контрактом была предусмотрена разработка только автомобиля ВАЗ-2108 – трёхдверного хэтчбека с двигателем 1,3 л, хотя ВАЗ практически паралле¬льно вёл работы над всем семейством – и по пятидверному кузову для «девятки», и по двигателям 1,1 и 1,5 л.
Следует отметить, что несмотря на разбросанность точек, где шла разработка, различие в языках, инженерных школах и разного рода бытовые проблемы, работа шла слаженно и в хорошем темпе. И через три с половиной года была закончена, а ещё через год переднеприводный автомобиль стал со¬бираться на конвейере.
Поскольку и конструктивно, и технологически «восьмёрка» принципиально от¬личалась от «классики», а ставить на главный конвейер (на первую нитку, где собиралась «копейка») её надо было без снижения общего выпуска автомобилей, возникла необходимость создать в четвёртом проезде главного ко¬р¬пуса своеобразный «тренировочный» конвейер.
На нём отрабатывалась технология сборки, проходило обучение рабочих, уточнялись высоты конвейера. И только после того, как было достигнуто вре¬мя выполнения операций, близкое к темпу главного конвейера, началось внедрение автомобиля в поток.
Вначале руководство проектом осуществлял технический директор АВТОВАЗа М.Фаршатов. Под его руководством была разработана стратегия этого проекта, заключены основные контракты. Но внезапная болезнь не позволила ему продолжать активную работу по руководству проектом. С лета 1980 года руководителем проекта был назначен В.Каданников, а заканчивал работу по проекту В.Акоев.
Первоначально предполагалось, что на первой нитке конвейера будут выпускаться только 3- и 5-дверные хэтчбеки. А сразу после постановки на про¬из¬водство «восьмёрок» и «девяток» будет освоена ещё одна технологическая цепочка агрегатов переднеприводного автомобиля – с тем, чтобы до конца 80-х гг. ещё на одной нитке конвейера освоить модель ВАЗ-2110, т.е. четырёхдверный седан на базе ВАЗ-2109.
Но. В середине 80-х гг. началась перестройка, и у государства уже не ока¬залось ресурсов для осуществления этих планов. Стало ясно, что раньше 90-х гг. это произойти не может.
Однако строить в 90-х гг. новое производство для модели 10-летней дав¬ности – нонсенс! Надо разрабатывать новую, благо время есть.
А что делать с готовым к производству седаном? Слегка подумав, нашли способ, как модернизировать уже работающую линию сварки ВАЗ-2108/09, что¬бы можно было на ней варить не только кузова типа хэтчбек, но и седан.
Таким образом, семейство ВАЗ-2108/09 пополнилось ещё одной моделью – седаном, хотя он и получил индекс модификации ВАЗ-21099.