о чем свидетельствует задержка в умении ребенка ориентироваться в цвете
Развитие сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития
РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖСКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В современной психолого-педагогической литературе особую актуаль-ность приобретают вопросы сенсорного воспитания дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития (далее ЗПР) и влияние игровых приемов (в том числе и развлекательного характера) на развитие сенсорных эталонов в рамках коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР.
Здоровье и эмоциональное благополучие дошкольников во время пребывания в дошкольном образовательном учреждении является первостепенной задачей, которая в полной мере раскрыта в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Эффективность реализации данной задачи зависит от организации развивающей предметно-пространственной среды группы.
Чувственный опыт – это первая ступень познания окружающего мира. Именно сенсорное воспитание направленно на развитие всестороннего восприятия ребенком пространства вокруг него. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, которое играет значительную роль в психическом и социальном становлении личности.
Под сенсорным развитиемребенка понимается формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира: форме, цвете, положении в пространстве, звучании и даже вкусе. Дошкольный возраст считается наиболее интенсивным периодом сенсорного развития, так как именно в этом возрасте у детей совершенствуются ориентировочно-пространственные представления. Но в сенсорном развитии дошкольников с задержкой психического развития есть свои особенности, исследованием которых занимались такие ученые, как Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, А. А. Катаева, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова. Ими было выявлено, что у детей с ЗПР вызывает определенные трудности ориентировочно-исследовательская деятельность, которая направленная на исследование свойств и качеств предмета. Также у детей с ЗПР не сформированы понятия формы, цвета, размера. Они не видят разницы между мячом и воздушным шаром, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигуры по размеру. Главная проблема заключается в том, что их сенсорный опыт медленнее обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины, что говорит о том, что у этих детей эталонные представления не формируются.
Дети старшего дошкольного возраста с трудом усваивают и понимают новый, незнакомый им материал. Для того, чтобы они научились быть любо-знательными, внимательными и активными, лучше усвоили новый для них материал, при их обучении можно использовать игровые приемы, например такие, как игра-путешествие. Содержание таких игр может наполняться разнообразными сенсорными упражнениями и решать задачи своевременной углубленной систематической коррекционно-развивающей работе по сенсорному развитию детей с ЗПР.
Проблема сенсорного развития детей с ЗПР является актуальной и требует дальнейшего изучения, так как без своевременного специального коррекционного воздействия эталонные представления у детей с ЗПР не сформируются даже к концу дошкольного возраста, что свидетельствует о неготовности детей к обучению в школе.
С целью выявления уровня сформированности эталонных представлений старших дошкольников с ЗПР, нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ №65 г. Курска. В нем принимали участие 10 дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза, посещающих специальную (коррекционную) группу. Возраст обследуемых экспериментальной группы – от 5 до 7 лет.
В ходе констатирующего эксперимента для выявления уровня сформированности эталонных представлений (цвета, формы, величины)нами были использованы следующие методики: «Методика изучения Цвета», «Эталоны» на исследование формы О. М. Дьяченко, адаптированные тесты – дидактические игры на выявление уровня сформированности понятий «Величина», направленные на изучение сформированности сенсорных эталонов у детей с задержкой психического развития.
Исследования показателей сформированности эталонов цвета у дошкольников с ЗПР показали, что у 30% из них – средний уровень – знают только 4 основных цвета. 70% детей имеют низкий уровень. Дети различают цвета на сенсомоторном уровне, используют названия неправильно, 3 ребенка вообще не проявляют интерес к цветам.
При обследовании эталонов формы было выявлено, что у 20% детей – высокий уровень сформированности эталонных представлений. Дети правильно называют все геометрические фигуры в соответствии с возрастной нормой. У 30% – средний уровень сформированности представлений о геометрических фигурах. Знают круг, квадрат, треугольник, идентифицирует контурные изображения.
Остальные 50% имеют низкий уровень сформированности представлений о геометрических фигурах – 2 ребенка различают круг и квадрат, с помощью воспитателя соотносят по форме, 3 ребенка – не имеют представлений о форме.
Исследование детей на знание величин показало, что только 1 ребенок (10% – высокий уровень знаний величин)правильно использует слова: боль-шой, маленький, больше, соотносит по двум-трем признакам. 20% – средний уровень – могут соотнести по размеру только три величины. Низкий уровень развития был диагностирован у 70% детей. 3 ребенка не имеют представления о величине вообще, 1 ребенок различает понятия «Большой» – «Маленький», 3 ребенка – могут соотнести по размеру три величины.
По результатам диагностики можно сделать вывод о том, что у большинства детей (70%) низкий уровень эталонных представлений о величине. Это проявляется в том, что дети не знают основные цвета, не все различают форму и величину. Так же у детей недостаточно сформированы двигательные навыки, моторика рук. Все это свидетельствует о необходимости проведения коррекционной работы по развитию эталонных представлений.
Так как дети этой категории не могу в полной мере освоить классические методы и приемы образования мы предлагаем использовать игровое обучение.
Все задания и проблемные ситуации создаются с учетом включения развлекательной методики в образовательный процесс.
Программа разделена на блоки, каждый из которых отвечает за развитие определенных навыков.
1-2 занятие: Знакомство с сенсорной комнатой.
Цвета изучаются в той последовательности, в которой они представлены в известном отрывке из стихотворения С. Шестакова «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
На закрепление каждого цвета из палитры радуги отводится по 3 занятия. Остальные занятия идут на дифференциацию цветов и на подведение промежуточных результатов.
2 блок. Форма. Изучение геометрических фигур.
Восприятие формы является необходимой сенсорной основой любой деятельности.
Вначале должны изучаться фигуры полностью отличающиеся по форме. Затем фигуры близкие по форме (круг – овал). Остальные задания направлены на сравнение фигур по форме и их дифференциацию. На закрепление каждой формы отводится по 2 занятия.
3 блок. Величина. На закрепление значения величин отводится по 3 занятия.
Восприятие величины осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку. Изначально используем образцы одинаковых величин. Следующий этап работы – различие между предметами по величине. Усложнение представлений об отношениях предметов по величине предполагает выстраивание рядов предметов по убыванию или возрастанию. Сначала дети ориентируются на общую форму образца, а потом начинают осознавать отношения между элементами.
Такой вид коррекционного воздействия позволит решить не только задачи умственного и речевого развития, но и полноценного развития двигательных навыков.
Список использованной литературы:
1. Баряева Л. Б. Занятие с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в полифункциональной среде сенсорных комнат. – СПб. : СОЮЗ, 2007.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М. : Просвещение, 2000.
3. Кончакова С. В. Сенсорная комната в детском саду «Ласточка» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/606021/ дата обращения 23.03.2016.
4. Панкадж Кушваха. Сенсорные комнаты «Снузлин»: Сборник статей и методических рекомендаций. – М. : Вариант, 2001.
5. Сенсорная комната –волшебный мир здоровья: Учб-метод. пособ. / под ред. Жернерова В. Л., Баряевой Ю. С., Галлямовой Ю. С. – СПб. : ХОКА, 2007.
6. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. – М. : АРКТИ, 2009.
Бизиборд как средство развития сенсорных эталонов Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Детское любопытство не знает границ. Обычные бытовые предметы увлекают.
Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством развития предметно-пространственной среды Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка данного возраста определяется.
Из опыта работы «Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов» Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов. Сухарева Ольга Борисовна, воспитатель В рамках сенсорного развития.
Макет «ЛЕС» для детей с задержкой психического развития Макет «Лес» изготовлен для детей с задержкой психического развития с целью познавательного развития, развития игровой деятельности, экологического.
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития Успех коррекционного обучения во многом определяется тем,.
Опыт работы «Музыкальное воспитание в развитии детей с задержкой психического развития» МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В ЦССВ ГКУ ПЕТРОВСКИЙ ПАРК Дрыжакова Э. Н., Музыкальный руководитель ГКУ ЦССВ Петровский Парк.
Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори «Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием элементов методики Марии Монтессори» (из опыта.
Презентация «Влияние различных видов игр на развитие дошкольников с задержкой психического развития и сложным дефектом» При помощи игровых приёмов, действий, упражнений, ролей у ребёнка развиваются психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление,.
Способы развития связной речи у детей с задержкой психического развития Проблема нарушений речи и их исправление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития считается актуальной проблемой логопедии,.
О чем свидетельствует задержка в умении ребенка ориентироваться в цвете
Тестовые задания для воспитателей ДОУ
1. «О федеральных комплектах государственных образовательных
стандартов дошкольного образования»;
организации режима работы ДОУ»;
+ 3. О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
2. Деятельность, формирующаяся в самодеятельной сюжетно-ролевой игре в
дошкольном возрасте
2. театрализованная;
+ 3. учебная;
2.пальчиковых игр; 3.творческих игр;
1. сосредоточенности внимания на объекте; 2.частоте и характере вопросов;
+ 3. познавательном интересе, любознательности;
4. исследовательском поведении.
5. Какое из требований к организации предметно-развивающей среды выделено
В.А. Петровским
+ 1. соответствие половым и возрастным особенностям;
2.соответствие целям и задачам образовательной программы;
3.удовлетворение потребностей ребенка в новизне, в преобразовании и самоутверждении;
4.уважение к мнению ребенка.
6. Развитие объяснительной речи как специальный вид описательной связной речи
рассматривается в исследовании
+ 1. Н.И.Кузиной; 2.0.С.Ушаковой;
7. Укажите генетически более раннюю и легкую для ребенка форму звукового анализа слов
1. вычленение согласного звука из положения конца слова;
+ 2. вычленение первого гласного звука в ударной позиции;
3. вычленение гласного звука в безударной позиции;
4. вычленение согласного звука из положения начала слова.
8. Игры, входящие в новую классификацию С.Л. Новоселовой
1. развивающие игры;
+ 2. игры, возникающие по инициативе взрослого;
4. игры, возникающие по совместной инициативе взрослого и ребенка.
9. Установлено, что материал запоминается лучше, если он
1. включается в условия достижения цели;
+ 2. входит в содержание основной цели деятельности;
3. включается в способ достижения цели;
4. предъявляется в самостоятельной деятельности.
+ 1. «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
3. «Рекомендации по экспертизе образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования»;
4.Закон РФ «Об образовании».
11.Когда у ребенка появляется умение самостоятельно есть густую пищу ложкой?
1. с 12 мес.;
12. Первичная половая идентичность формируется в:
13. На дошкольный возраст приходится «пик» развития таких психических процессов, как
1. память и мышление;
+ 2.восприятие и память;
3. мышление и воображение;
4. память и воображение.
14. Выберите ведущее средство формирования положительных черт характера детей третьего года жизни:
1.рассказ воспитателя с определенным нравственным содержанием;
2. положительный пример другого ребенка;
+ 3. похвала взрослого при хороших поступках ребенка;
4. совместная деятельность взрослого с детьми.
15. Содержанием сюжетно-ролевой игры является
+ 1. отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами;
2. действие с предметом, его замещение;
3. воспроизведение детьми знаний об окружающем мире;
4. воспроизведение между сверстниками тех отношений, которые существуют в обществе.
1. «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
+ 2. «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольные образовательных учреждений Российской Федерации»;
3. «Рекомендации по экспертизе образовательных учреждений и обеспечении
преемственности дошкольного и начального общего образования»;
4. Закон РФ «Об образовании».
17. Игры, направленные на развитие наглядно-образного мышления для ребенка 4 лет:
1. театрализованные игры;
2. режиссерские игры;
+ 3. игры с разрезными картинками, состоящие из 3-4 частей;
4. сюжетно-отобразительные игры.
18. Основой планирования образовательной работы с детьми является:
+ 1. общеобразовательная программа;
2. результаты промежуточного и итогового контроля:
3. социальный заказ родителей;
4.учет познавательных интересов детей.
19. Главным механизмом дидактической игры, приводящим в движение всю игру, является:
1. педагогическое руководство;
+ 2. игровое правило;
3. игровое действие;
4. дидактическая задача.
3. режиссерских игр;
4. сюжетно-ролевых игр.
21. Кто из педагогов обосновал принципы обучения дошкольников?
2. Л.Г. Петерсон
З.М.А. Васильева
4. В.И. Ядешко
22. Какое из требований к организации предметно-развивающей среды выдвигается М.Н. Поляковой
+ 1. соответствие возрастным особенностям;
2. соответствие целям и задачам образовательной программы:
3. соответствие познавательным интересам ; удовлетворение потребностей ребенка в новизне, в
преобразовании и самоутверждении;
4. уважение к мнению ребенка.
23. Подготовительный курс изучения информатики в старшем дошкольном возрасте
ориентирует на развитие у детей
1. универсальных учебных действий;
2. умения систематизировать полученную информацию;
+ 3. умения логически рассуждать и творчески мыслить (воображать);
4. умения осуществлять простейшие операции на компьютере.
24. При обучении детей делению целого листа бумаги на части начинать надо с
25. Первый этап развития счетной деятельности ребенка:
+ 3. манипулирование с множествами;
4. счет целыми группами предметов;
5) сравнение величин и множеств;
6) соотнесение числительного с каждым элементом множества.
26. Что отличает комплексную программу от парциальной:
1. структура построения программы;
+ 2. содержание образовательных областей;
3. формы организации образовательного процесса;
4. условия реализации программы;
Д) наличие показателей развития ребенка.
27. Положение А.В. Запорожца об амплификации детского развития лежит в основе программы
1. «Детский сад 2100»;
2. «Одаренный ребенок»;
+ 3. «Истоки»;
28. Свод стопы у большинства детей раннего возраста формируется к:
2. 2 годам 6 месяцев;
+ 3. 3 годам;
4. 3 годам 6 месяцев.
29. О чем свидетельствует задержка в умении ребенка ориентироваться в цвете?
1. незрелость структур и функций мозга;
2. задержка речевого развития;
3. отсутствие установки на запоминание;
+ 4. недостаточная познавательная активность.
30.Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя?
1. умением решать педагогические задачи; +
2. знанием теории и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности;
3. умением соблюдать демократичность в воспитании:
4. владением информационно-коммуникационными технологиями.
31. Кто в отечественной педагогике изучил проблему сенсомоторной готовности к обучению в школе?
4. Н.Н. Поддъяков;
+ 5) М.М.Безруких.
32. Дидактический материал М.Монтессори направлен на развитие
1. манипулятивных действий;
+ 2. самостоятельной активности;
3. познавательных способностей;
4. совместной деятельности взрослого с детьми.
33. В младших группах эффективность использования словесного метода на занятиях по
формированию элементарных математических представлений будет зависеть от
1. введения необходимых знаков и символов;
+ 2. медленного темпа речи и многократного повторения;
3. использования приемов логоритмики;
4. сопровождения объяснения аудизаписями.
34. Кто из отечественных исследователей изучил вопрос составления плана произведения с
помощью пространственного моделирования?
+ 1. (О.М. Дьяченко, И.Л. Базик);
2. (А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелков!.;
3. (Л.А. Венгер, О.С.Ушаков.
4. (Н.Н. Поддъяков, А.В. Запорожец).
35. Укажите заключительный этап звукового анализа слова
1. изолированное называние звука, который был интонационно выделен;
2. движение указкой по схеме в соответствии с его произнесением;
+ 3. фиксация выделенного и названного изолированного звука фишкой;
4. интонационное выделение звука в слове.
36. Образовательный процесс групп старшего дошкольного возраста независимо от модели
организации должен включать блок
3. совместной деятельности взрослого с детьми;
4. самостоятельной деятельности.
37. В каком из перечисленных психолого-педагогических параметров окажет
преимущественное положительное влияние на исход адаптации к ДОУ?
1. опыт совместной деятельности взрослого с детьми;
2. отсутствие отрицательных привычек;
+ 3. наличие опыта общения со сверстниками;
4. изобилие игровых средств.
38. Какие дети относятся к третьей группе здоровья?
1. здоровые дети, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не
имеющие хронические патологии;
2. дети, не имеющие хронической патологии, болеющие более 4-5 раз в году;
+ 3. дети с врожденными дефектами развития или с хронической патологией в стадии компенсации;
4. дети с врожденными пороками развития или тяжелой хронической патологией в стадии субкомпенсации.
39. Какая задача является ведущей при составлении гимнастических комплексов для
детей раннего возраста?
1. формирование основных движений;
+ 2. воспитание качественного двигательного навыка;
3. увеличение двигательной активности;
4. оздоровление детского организма.
40. Для какого возраста характерны отобразительные игры?
1. 2 г . 6 мес.
2. 1 г . 6 мес.
3. 2г.
+ 4. 1г. 9 мес.
41. В каком возрасте мозг ребенка подготовлен к идентификации букв?
2. в 5 лет;
+ 3. в 6 лет;
42. Структура педагогической технологии целостного развития личности как
субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт) состоит из
+ 1. трех компонентов;
2. четырех компонентов;
3. пяти компонентов;
4. семи компонентов.
43. Укажите группу требований, не входящих в структуру Федеральных государственных
образовательных стандартов второго поколения
1. требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
+ 2. требования к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
3. требования к результатам освоения основной образовательной программы;
4. требования к условиям содержания детей в ДОУ.
44. Основным показателем психологической адаптации ребенка к школе является
1. формирование адекватного поведения;
2. установление контактов с учащимися;
3. установление контактов с учителями;
4. овладение навыками учебной деятельности;
+ 5. все ответы верны.
45. Укажите на новую образовательную область обязательной части основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, которая выступила как
самостоятельная
2. чтение художественной литературы;
46. У леворуких людей центр речи может быть
1. в левом полушарии;
2. в правом полушарии;
3. симметрично в левом и в правом полушарии;
+ 4. все ответы верны.
1. тончайший слой глиняной массы, используемый в технологии художественной керамики;
3. материал для рисования в виде тонких палочек, приготовленных обжиганием дерева;
4. палочки из воска с добавлением красителей.
48. Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему
+ 1. деятельность воспитателя направлена на оперативное управление процессом решения проблемно- игровых задач;
2. воспитатель сообщает тему и объясняет новую информацию;
3. воспитатель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
4. ребенок самостоятельно организует поисково-исследовательскую деятельность.
49. Общая плотность физкультурного занятия должна составлять:
50. Количество музыкальных занятий, предусмотренных «Программой предшкольного
образования» (Шаехова Р.К.) для работы с детьми, не посещающими ДОУ:
+ 1. не предусмотрено образовательной программой;
2. три раза в неделю;
3. один раз в неделю:
4. два раза в неделю.
51. Освобождаются ли дети, переболевшие простудными заболеваниями от занятий
физической культуры в детском саду:
1. полностью освобождаются;
2. занимаются в обычном режиме;
+ 3. исключаются упражнения, требующие большого физического напряжения;
4. сокращается дозировка.
52. Кто из выдающихся ученых утверждал, что начальным моментом мыслительного
процесса обычно является проблемная ситуация:
53. Что характеризует зону ближайшего развития:
1. обученность, воспитанность, развитость;
+ 2. обучаемость, воспитуемость, развиваемость;
3. обучение, воспитание, развитие;
54. Моторная плотность утренней гимнастики должна составлять:
55. На каком году жизни ребенок начинает самостоятельно систематизировать сенсорные
эталоны:
1. на седьмом году жизни;
2. на четвертом году жизни;
+ 3. на пятом году жизни;
4. на шестом году жизни.
56. В какой возрастной группе предусмотрено установление количественных отношений:
больше, меньше, поровну с помощью наглядной модели из двух групп фишек,
расположенных по принципу взаимно однозначного соответствия:
1. в младшей группе;
+ 2. в средней группе;
3. в старшей группе;
4. в подготовительной к школе группе.
57. Наглядная модель, используемая в старшем дошкольном возрасте, для пересказа сказки
2. двигательная модель;
3. сериационная модель;
4. все ответы верны.
58. Какие положительные характеристики свойственны леворуким детям:
1. успешность ориентировка в пространстве и во времени;
2. опережающее физическое и психическое развитие;
3. гибкость мышления;
+ 4. высокая креативность.
59. Определите основную группу общеучебных умений
1. интеллектуальные умения;
2. организационные умения;
3. коммуникативные умения;
4. оценочные умения;
+ 5) все ответы верны.
6О. Технология организации познавательной деятельности дошкольников реализуются в рамках образовательной программы