бинауральная запись что это
Что такое бинауральный звук и почему вам стоит попробовать эту технологию на своем смартфоне
Физика и физиология — это две удивительные ветви науки, которые могут помочь узнать нам много всего нового об окружающем мире и о нас самих. Но если они вдруг «собираются вместе», то мы можем получить нечто потрясающее. Скажем, слышали ли вы что-то про бинауральные звуки? А между тем, это весьма интересная и перспективная технология, которую каждый из вас может использовать прямо сейчас. Для этого достаточно лишь иметь смартфон да пару наушников. Итак, что же такое бинауральный звук, зачем он нужен и как его использовать. Давайте разбираться!
Бинауральные звуки — это очень необычно
Что такое бинауральный звук
Идея бинаурального звука проста. Хоть мы этого и не воспринимаем, но наши органы слуха распознают звук с каждого уха по-отдельности. А вот уже головной мозг «собирает» эту информацию воедино и интерпретирует. Конечно, мы можем, заткнув одно ухо, слышать лишь другми, но это частный случай. В целом мы не разделяем «звуковую картину». Соответственно, бинауральный звук работает таким образом, что для каждого уха в отдельности проигрываются свои тональности или мелодии, а наш мозг воспринимает это как единый звук. Это довольно необычное ощущение и может создать эффект присутствия или даже подействовать в качестве средства для успокоения нервной системы (хотя последнее научно не доказано). В любом случае, получить новый опыт от использования привычных вещей — это всегда приятно.
Atmosphere — Атмосфера уюта и тепла
Atmosphere является одним из самых привлекательных приложений в сфере релаксации. Вы получаете бинауральные ритмы, разделенные на 18 категорий, а также огромное количество расслабляющих фоновых звуков и музыки. Плюс ко всему, вы также можете смешивать музыку и бинауральные мелодии вместе, что позволит вам создать свой собственный уникальный звуковой фон.
Brain Waves — Спи, моя радость, усни
Brain Waves больше направлены на тех пользователей, которые любят засыпать под музыку, радио или бормотание телевизора. В основе приложения лежит возможность смешивать звуки различной тональности и частоты. Как утверждают создатели, это все благотворно влияет на сон и снимает тревожное состояние. Мы бы не стали верить в это на 100%, но попробовать пару раз определенно стоит. В качестве бонуса тут можно настраивать звук отдельно для каждого уха, а также имеется опция по установке 30-минутного таймера, по истечении которого приложение плавно закончит свою работу, резко не обрывая воспроизведение.
Binaural Beats Therapy — Расслабляемся без напряга
Binaural Beats Therapy — одно из старейших приложений в своем классе. Все звуковые файлы тут разделены на семь категорий, для которых имеется 20 звуковых комбинаций пресетов. Разработчики утверждают, что приложение идеально подойдет для релаксации и медитации. Мы, если честно, не проверяли, но если вдруг вы постигнете истинное просветление с Binaural Beats Therapy, то обязательно напишите об этом в нашем чате в Телеграм.
myNoise — Потрясающий набор звуков
myNoise поставляется в комплекте с привлекательным дизайном и действительно огромной базой всевозможных звуков. Это универсальное приложение для тех, кто не может засыпать в полной тишине. Тут есть все — от белого шума и звуков дождя до научно-фантастических композиций. Если встроенных звуков вам недостаточно, то тут есть еще более сотни вариантов для загрузки на выбор. Некоторые из них доступны по отдельности, а другие скачиваются комплектами, отсортированными по определенной тематике.
Новости, статьи и анонсы публикаций
Свободное общение и обсуждение материалов
Накануне Хелоуина просто рука не поворачивается сделать подборку игр, которые не связаны с этим днем. Мы постоянно рассказываем об играх, собирая их по жанрам или другим параметрам. У нас были гонки, RPG, игры про охоту, про гангстеров, спортивные игры и гоночные симуляторы. На этот раз приведем подборку самых страшных игр, которые есть в Google Play. Это то, что относится к жанру хоррор. В подборке будут как новые игры, так и проверенные хиты, которые бороздили просторы Google Play еще несколько лет назад. Так что выбирайте во что поиграть и давайте проведем эти выходные на соответствующей волне. А если хотите чего-то более спокойного, в статье будут ссылки на другие подборки игр.
Любой пользователь Android знает, что обновления – это круто. Зачем они нужны – вопрос другого рода. Тем более, что Google предлагает сразу три типа апдейтов, каждый из которых имеет своё предназначение. Несмотря на это, в представлении большинства ценностью обладают только системные обновления – те самые, которые Google выпускает раз в год, а все остальные как будто бы и не нужны. Но это глубочайшее заблуждение, и сейчас я докажу вам, почему именно.
Музыка очень сильно влияет на наше настроение. В течение последнего месяца я проводил интересный эксперимент: избегал всеми способами тех музыкальных жанров, которые мне не нравятся, портят настроение и приводят в уныние. Результаты меня впечатлили. Скажу, что удавалось с трудом: потребовалось основательно подойти к решению этой проблемы. Готов поделиться с вами рецептом хорошего настроения и небольшой инструкцией, как это сделать.
Способы оценки звучания аппаратуры: бинауральные записи
Сохранить и прочитать потом —
Существует немало способов выбора звуковой аппаратуры, каждый из которых более или менее эффективен, а успешный результат обеспечивается, как это часто бывает, лишь при комплексном подходе. Именно поэтому «Аудиомания» предлагает покупателям максимум возможностей: подробную техническую информацию, обзоры и тесты аппаратуры, консультации экспертов и, конечно, прослушивание компонентов в шоурумах.
С началом пандемии, когда закрылись Hi-Fi-салоны и, соответственно, шоурумы, на YouTube-канале появились видео, сопровождаемые бинауральными саундтреками, ставшие доступной альтернативой демонстрациям, которые обычно проводились в магазинах. Ниже мы разберемся, с чего всё началось, что такое бинауральные записи, и почему они являются эффективным способом оценки аппаратуры.
Для начала немного истории. Катализатором для публикации бинауральных записей звучания систем стало не только закрытие Hi-Fi-салонов и шоурумов по всей стране, но и перенос долгожданного весеннего Hi-Fi- и High-End-шоу. За неимением возможности показать актуальные новинки весны 2020 года на выставке презентации систем проводятся онлайн как цикл видеороликов, включающих упомянутые выше записи.
Но главной причиной стали регулярные, поступавшие задолго до этих событий просьбы покупателей публиковать бинауральные записи. Это связано, в первую очередь, с тем, что во многих городах просто нет магазинов и салонов, где можно было бы послушать Hi-Fi-аппаратуру. А когда стоимость поездки до ближайшего шоурума сопоставима с ценой предполагаемой покупки, организация очного прослушивания уже не кажется разумным решением. Но и в тех городах, где есть Hi-Fi-салоны и магазины, возникают разного рода проблемы, начиная от банального отсутствия интересующей модели и заканчивая тем, что оно оказывается доступным только клиентам со статусом VIP, способным оставить в них кругленькую сумму.
В подобной ситуации возможность послушать, как играет интересующая аппаратура на YouTube, действительно, является спасением. Но чтобы она оказалась единственным действенным инструментом выбора, стоит рассмотреть и другие дистанционные способы оценки звучания, дающие возможность найти подходящий компонент или систему, в наибольшей степени соответствующие ожиданиям.
Каждый пользователь Интернета имеет доступ к большому количеству обзоров и тестов Hi-Fi- и High-End-аппаратуры, как на YouTube, так и в текстовом формате. Среди них есть немало материалов, сделанных профессионалами, имеющими богатый опыт прослушивания. Таким образом, просмотр видео и чтение статей помогают сузить круг поиска до одной или нескольких моделей. Персональная консультация по выбору Hi-Fi-аппаратуры, которую можно получить онлайн или по телефону – это следующий шаг к цели, когда необходимо уточнить детали или узнать, разобраться в тонкостях сочетаний конкретных устройств. И то, и другое может дать исчерпывающую информацию для принятия решения: кто сможет посоветовать лучше, чем люди, которые занимаются выбором и тестированием компонентов каждый день? Однако перед покупкой всегда хочется убедиться в правильности сделанного выбора самому, и в этом случае в ход идёт прослушивание, которое может происходить, как в шоуруме, так и онлайн.
Тут важно понимать, что эффективность данного способа зависит не от того, живое это прослушивание или по аудиозаписи, как может показаться на первый взгляд. Правильность выводов при очном знакомстве определяется, в первую очередь, практическим опытом человека, дающего оценку звучанию. Для того, кто имеет тренированный слух, достаточно информативной будет и качественная аудиозапись. И наоборот, неподготовленного слушателя живое прослушивание незнакомой системы в непривычных акустических условиях может привести к необъективным выводам.
Однако широко распространено мнение, что запись в принципе не может быть инструментом для оценки звучания акустики и стереосистем. Но если принять этот аргумент за аксиому, придется также признать полную бессмысленность всей индустрии звукозаписи, связанной с живым звуком, просто потому что звучание любого аудиотракта имеет такой же уникальный и узнаваемый характер, как тембры вокала или голосов музыкальных инструментов разных марок. И если по записи на YouTube опытный музыкант легко различает скрипки Гварнери и Страдивари, а продвинутый меломан никогда не спутает Zaz с Мирей Матье, почему мы не сможем определить, где строгий и собранный звук ELAC, а где яркая и басовитая подача JBL, или неторопливый мелодичный саунд ламп в триодном режиме и упругий динамичный пентодного?
Одним словом, аудиозапись вполне способна выявить все основные характеристики звучания стереосистем точно так же, как она передаёт нам уникальный характер живого звука. И, следуя данной аналогии, можно говорить о том, что полнота и точность передачи в полной мере зависит от выбранной технологии записи.
На текущий момент профессионалы и любители практикуют массу различных способов записи, используя широчайший арсенал средств: от обычных смартфонов, диктофонов и цифровых камер до применения комплектов дорогостоящей студийной аппаратуры. Все они классифицируются по одному важному критерию: бинауральными или стереофоническими они являются.
В последнем случае микрофоны могут размещаться друг рядом с другом или перекрестно, они могут быть направлены под разными углами к источнику звука – вариантов масса. Но даже при условии использования направленных микрофонов получаемая в результате звуковая картина отличается от той, которую слышит человек, находящийся в тех же точках, где они расположены. Данные методы могут хорошо показывать себя при записи музыки, которые можно прослушивать как в наушниках, так и с помощью колонок, но при этом они даже теоретически не способны в полной мере передать звучание стереосистемы.
Бинауральная запись отличается от обычной, стереофонической, из-за особой конструкции микрофонов. Помимо пары микрофонных капсюлей они включают в себя эмуляторы ушных раковин, расположенные на том же расстоянии друг от друга, что и у человека. Создание искусственного препятствия между микрофонами и специфическая направленность, которую обеспечивают силиконовые уши, позволяют записать звук максимально близко к тому, как его слышит человек. Воспроизводя такую запись в наушниках, мы получаем ту же звуковую картину, то же ощущение пространства, которые были в точках, где стояли бинауральные микрофоны. Для оценки звучания Hi-Fi-аппаратуры такой способ подходит наилучшим образом, поскольку позволяет передать не только динамику и тональный баланс, как в обычной записи, но также формирует представления о стереокартине и о том, как система взаимодействует с акустикой помещения.
Качество записывающего тракта при этом не является столь значимой проблемой, как это пытаются представить критики подобных методик. Этот аргумент совершенно несостоятелен по той причине, что уровень искажений любой акустической системы, кроме электростатической, в разы выше, чем у самых скромных студийных микрофонов и аудиоинтерфейсов. Поэтому достаточно откалибровать микрофоны для получения линейной частотной характеристики и произвести запись бинауральным способом.
Сжатие файлов, которое происходит при публикации записей на YouTube, – ещё один распространенный аргумент против их использования для оценки звучания. С технической точки зрения здесь, действительно, есть определенное несоответствие строгим требованиям Hi-Fi. Однако создатели алгоритмов компрессии ставили целью максимально сохранить воспринимаемую на слух информацию, и весь мировой опыт аудиоиндустрии говорит о том, что с этой задачей они справляются неплохо. Живое доказательство тому: успех стриминговых сервисов, в которых высокобитрейтный сжатый аудиопоток и файлы в форматах FLAC или закодированном MQA не так уж существенно отличаются по качеству звучания и информативности.
Если исходно, в студии, запись была произведена отменно, даже после сжатия современным кодеком с потерями это вполне можно услышать, и точно так же посредством такого же аудио можно легко понять, что исходный материал имеет невысокую детальность, неширокий частотный или динамический диапазон и иные проблемы. При воспроизведении альбомов разных лет британских рок-легенд, например Led Zeppelin, Deep Purple или Pink Floyd, не нужны Hi-Res-записи, чтобы заметить, как меняется качество студийной аппаратуры и мастерство звукорежиссеров от ранних релизов к последующим.
В результате отличить теплый звук от холодного, тембрально насыщенный от сухого, динамичный от вальяжного, сфокусированный от размытого мы прекрасно можем и после сжатия исходных записей в формат AAC 256, который использует YouTube. Часть аудиоинформации действительно теряется при компрессии, но даже разницу в детальности вполне можно воспринять, а все ключевые особенности, по которым мы определяем характер звучания, сохраняются в достаточном объеме.
При возможности послушать более качественную запись, её, конечно же, не стоит игнорировать, также, как стоит предпочесть живое прослушивание, если есть способ его организовать, но сам факт того, что видео с саундтреком опубликовано на YouTube, – не повод от него отказываться и не резон утверждать, что этот просмотр будет бесполезной тратой времени.
Впрочем, он действительно может оказаться таковым, если воспроизводить звуковую дорожку не в наушниках, а с помощью колонок. Сам принцип бинауральности подразумевает, что микрофоны записывают аудио максимально близко к тому, как его слышит человек, фиксируя, в том числе, специфический акустический отклик помещения. При прослушивании бинауральной записи в наушниках мы направляем сигнал левого микрофона, только в левое ухо, а правого – в правое, благодаря чему и получаем ощущение трехмерной звуковой картины. Если же мы включаем бинауральную запись на стереосистеме, возникают две неустранимые проблемы. Первая: в каждое ухо попадает не исключительно предназначенная для него звуковая информация, а звук обоих каналов сразу. Вторая: к уже имеющемуся в записи отклику помещения добавится еще и тот, что возникает в комнате прослушивания.
Наушники для бинауральных записей должны обладать максимально ровной или, как минимум, сбалансированной частотной характеристикой, не создающей выраженных окраски и акцентов. Такими свойствами, как правило, обладают модели, предназначенные для студийной работы или игры на электронных музыкальных инструментах. Среди наушников Hi-Fi-класса, нацеленных на домашнее использование, также можно встретить подходящие по этим параметрам образцы.
Аналогичные требования (отсутствие выраженной окрашенности звучания) предъявляются и к остальной части звукового тракта для прослушивания бинауральных записей. Это значит, что все возможные алгоритмы обработки звука, пространственные эффекты, настройки эквалайзера – все то, что способно исказить тональность, динамику и ощущение пространства – необходимо отключить.
Если вся система, которую вы используете для прослушивания бинауральных записей, будет при этом наделена высокой детальностью, станет дополнительным плюсом, который поможет услышать и понять больше. Однако это не является главным условием. Базовые требования – это ровный, неокрашенный звук и хорошая динамика.
Аудиобубен лейтенанта Шмидта: оглушающее биение “чистого“ звука и ещё один гвоздь в гроб бинаурального развода
На этот раз я добрался до бинауральных записей, в частности, ритмов или т.н. биений (как наиболее предрасположенных к мифологизации). Тема интереснейшая, сравнительно хорошо изученная в психоакустике и нейрофизиологии и при этом ставшая основой многочисленных псевдонаучных спекуляций.
Ещё каких-то 4-5 лет назад рунет спасали от пандемии аудионаркотиков, которые ушлые псевдо барыги сбывали доверчивым торчкам-аудиофилам через многочисленные лендинги. До этого, в начале нулевых, люди, читавшие Кастанеду и Ошо, тоннами закупали волшебные компакт диски с одухотворенными и изменяющими сознание песнопениями. Сегодня ситуация не слишком отличается. Гуру, пророки и прочие великие сенсеи из хиреющего new age сообщества выкладывают на ютуб каналы всё те же волшебные записи, обещая при прослушивании одновременное исцеление от всего. Во всех перечисленных случаях распространители аудио счастья в качестве главного “волшебного”, “действенного” и “активного” ингредиента называют наличие бинауральных биений.
Интерес именно к этому мифу у меня есть в силу того, что его базисом является реально существующее явление, а соответственно, аргументация мифотворцев правдоподобна и особенно опасна. Под катом традиционное для этого цикла отделение мух от котлет, психоакустических исследований от псевдонауки, откровенной подмены понятий от реально существующих явлений.
Легенда о бинауральных ритмах
Традиционно начнём с того, что некоторые несознательные граждане пишут и говорят о “магии” бинауральных ритмов. Утверждается, что древние шаманы и прочие служители культов давным давно из божественных откровений узнали о том, что использование определённых частотных сочетаний при создании музыки способно влиять на человеческую физиологию.
Эти древние тайные знания, подкрепленные достижениями современной нейробиологии и психоакустики, позволяют эффективно лечить рак, геморрой, простуду, гонорею, простатит, диабет и красную системную волчанку, увеличивать продуктивность работы, провышают осознанность сновидений и вообще добавляют +100 к вселенской карме. Думаю, все помнят уже упомянутую эпопею с аудионаркотиками, которые своими “эффектами” были также обязаны именно бинауральным ритмам. Сегодня в продвижении светлых истин о биноуральных ритмах особенно усердствуют разнообразные техномаги, это хорошо демонстрирует, например вот этот ресурс.
В качестве доказательств необычных эффектов обычно приводятся ссылки на работы видных нейрофизиологов, психологов, физиков, шаманов и прочих авторитетных чародеев. Подставивший уши под лапшу объект внушения проверяет ссылки на источники и, обнаруживая там научных авторитетов и некоторые соответствия, начинает думать, что ему вещают истину (или по крайней мере нечто, в чем есть рациональное зерно).
Реакция
Реакция бывает разной. В случае с аудиомарихуаной всё закончилось быстро после того, как наркологи надавили авторитетом и хором со своими пациентами начали говорить о том, что никакие звуковые файлы не способны вызвать эйфорию (всё объяснили жаждой наживы и эффектом плацебо).
Но для потенциально верующих в россказни очередного ютубовского гуру и тяжело соматически больных, возлагающих надежды на методы любой степени альтернативности, наркологи не являются существенным авторитетом. Поэтому среди адептов эзотерических учений и альтернативной медицины продукты мифологизации бинауральных аудио эффектов остаются востребованными.
“Мухи” и “котлеты”
Начну, наверное, с “мух”. Итак, употребляя термин “бинауральные ритмы”, туфтологи вещают об исторических примерах использования оных шаманами и жрецами со стопятьсот двенадцатого года до нашей эры. При этом в пример приводится интерференция звуковых волн с появлением т.н. фантомного тона. Так при одновременном воспроизведении двух близких, но неодинаковых по частоте звуков, возникает третий.
Антропологи и этнографы отмечают, что в некоторых культах коренных народов Центральной и Южной Америки, Африки и Австралии длительное воздействие таких используется в ритуалах как фактор, позволяющий входить в измененные состояния сознания. И вроде всё в порядке и мифотворец как бы прав, но только как бы… На самом деле речь идет о вполне себе монауральном эффекте, который услышит даже человек глухой на одно ухо. Кроме того, использование необычного звука в ритуале совсем не означает, что именно этот звук позволяет получить трансовое состояние. Итак, древние использовали один из видов интерференции, а именно т.н. монауральные биения (или объективные комбинационные тоны). Её эффекты слышны как двумя так и одним ухом. Существенно изменяющими состояние сознания эти эффекты тоже назвать сложно.
Но существуют и бинауральные эффекты, описанные сначала Тартини и Соргом в 18 веке, а позже в 1839 году Г.В. Дове (Heinrich Wilhelm Dove). К слову, последний имел массу проблем с экспериментальной доказательной базой в связи с отсутствием в его время стереонаушников. Позже на это явление обращал внимание Гельмгольц, описывающий комбинационные тоны. Психоакустические исследования 20-го столетия подтвердили гипотезы о субъективных комбинационных тонах, и было сформировано представление о бинауральных биениях.
Тартини был одним из первых, кто обнаружил появление комбинационного тона
Это явление возникает, когда от разных ушей в мозг одновременно поступают звуковые сигналы с разной частотой. В результате их одновременного воздействия при высокой интенсивности в слуховом аппарате воспринимается 3-й т.н. фантомный или субъективный комбинационный тон. Хочу подчеркнуть, что вне уха этого тона не будет, а в случаях, когда слушатель будет использовать одно ухо для восприятия тона, фантомный тон не появится. Как следует из определения, бинауральные ритмы (субъективные комбинационные тоны) являются артефактом работы мозга.
Существуют сведения о нейрофизиологическом влиянии таких фантомных тонов, также о том, что такое влияние нашло экспериментальное подтверждение в 2-х работах Oster G. «Auditory beats in the brain»(1973) и Hutchison, Michael M. Megabrain: new tools and techniques for brain growth and mind expansion. — New York: W. Morrow, (1986). Однако свежие публикации на эту тему найти достаточно тяжело. В рамках гипотезы о влиянии бинауральных ритмов, высказывается предположение, что они способны синхронизировать работу левого и правого полушарий на частоте фантомного тона.
Таким образом, в зависимости от соответствия этой частоты частотам, определяющим различные состояния сознания (альфа, бета, тета и гамма-ритмы), можно получить те или иные эффекты. Например, при частоте 7-13 Гц, соответствующей альфа-ритму, слушателю будет легче расслабиться, а стимуляция с частотой 13-40 Гц (бета-ритм) будет способствовать активной работе.
При этом в работах уважаемых авторов ничего не упоминается о состояниях глубокого изменения сознания или прямом влиянии на органы, но есть вполне адекватные рассуждения о перспективах применения принципа для коррекции нарушений сна, тревожных состояний и депрессии.
Справедливости ради следует отметить, что резонанс, от реального источника (имеются ввиду объективные монауральные тоны) способен влиять на клеточном и молекулярном уровне, однако частоты, на которых резонируют человеческие органы — это инфразвук, к слову слышать мы их не можем (даже очень опытные аудиофилы 50-го левела и эксперты CES). Мне не доводилось встречать ни бытовой, ни студийной аппаратуры, предназначенной для воспроизведения инфразвука. К бинауральным ритмам такие резонансные явления отношения не имеют, так как последние — артефакт мозга, а не сердца, почек или какой-нибудь там селезёнки.
Объем без магии и шарлатанов
Бинауральные эффекты бывают очень полезны не только в экспериментальной нейрофизиологии и откровенном разводе. Можно с уверенностью сказать, что т.н. бинауральная фонограмма обладает точным расположением кажущихся источников звука, особенно при прослушивании её в наушниках. Для такой записи используется специальное расположение двух микрофонов на расстоянии приблизительно равном расстоянию между ушей взрослого человека. Между микрофонами монтируется барьер, имитирующий голову.
Иногда даже применяют специальный стенд, выполненный в виде головы со слепками ушных раковин.
Эти ухищрения необходимы для того, чтобы записать реалистичный объемный звук и создать т.н. эффект присутствия, как здесь.
Существуют также многочисленные бинауральные записи с музыкой. Людей, привыкших к стандартному стерео, часто впечатляет реалистичность такого звука.
Это всё, что мне хотелось написать о бинауральных ритмах и записях. Если вы впервые столкнулись с этими фонограммами, мне будет интересно узнать о ваших впечатлениях. Также полагаю, что многим будет интересен опыт людей, которые пробовали экспериментировать с биениями и заметили эффект.
Всех с наступающим 2018-м, надеюсь в нем будет меньше псевдонауки, но больше полезных исследований и изобретений!
Немного традиционной джинсы
Напоминаю, что в связи с новогодними праздниками у нас проводится распродажа.
Скидки достигают 60 %. Мы предлагаем широкий ассортимент акустических систем, усилителей, профессионального звукового оборудования и систем умный дом.