на чем ездил ленин машина
Автопарк Ильича: на чем ездил Владимир Ленин
С советских времен повелось считать, что Владимир Ленин не тратил народных денег на свой автопарк, а использовал старые машины, «отжатые» большевиками у Николая ІІ и Временного правительства. Мы разобрались, так ли это, и на чем больше всего любил ездить вождь мирового пролетариата.
Вместо предисловия расскажу одну историю. Судя по всему, у Владимира Ильича с автомобилями с самого начала как-то не задалось. Его первое тесное знакомство с машинами связано с ДТП. Так, будучи в своей первой эмиграции в Швейцарии, скромный Ленин-велосипедист был сбит неким зажиточным европейцем на Rolls-Royce. Обошлось без серьезных травм, но осадочек наверняка остался.
Несчастливые «французы»
Прошло время, и после известных событий статус Владимира Ильича значительно вырос – он сам стал пассажиром авто. Одним из первых транспортных средств, в которое сел Ильич после революции, была двухлетняя французская Turcat-Mery 1915 года выпуска с кузовом «ландо-лимузин», которая приобреталась для старшей дочери Николая Второго, Великой Княжны Татьяны. После нее с февраля по октябрь 1917-го на машине передвигался министр-председатель Временного правительства Александр Керенский.
Официально впервые эту машину Ленину подали 27 октября в 10 часов утра. Но вскоре сказалась та напряженность в отношениях вождя с автотранспортом: с 4,7-литровым (50 л. с.) роскошным лимузином сразу не повезло – машина была угнана в декабре того же года непосредственно с территории Смольного. За потерю транспортного средства Ильич отстранил своего водителя от дел и пообещал возвратить его на службу только по возвращении машины. Стоит отметить, что он свое слово сдержал. Сыщики вскоре вычислили, что угонщиками были контрабандисты, промышлявшие нелегальной торговлей с Финляндией. Уже тогда существовала индустрия угона машин на разборку. Как правило, похищенные авто переправлялись в Финляндию, а оттуда уже в виде запчастей расходились по всей Европе.
Вторым автомобилем, обслуживавшим Ленина, также стал «француз», лимузин Delaunay-Belleville 45, которым ранее пользовался последний император Российской Империи. Но и с ним Ильича постигла неудача. 1 января 1918 года во время покушения на вождя добротный деревянный кузов был почти полностью уничтожен нападавшими – восстановить лимузин не смогли, и его списали. После был Renault 40CV все из того же Первого гаража распавшейся страны, который – злой рок! – угнали так же нагло, как и Turcat-Mery.
АВТОМОБИЛИ В.И. ЛЕНИНА.
АВТОМОБИЛИ В.И. ЛЕНИНА.
«Он любил быструю езду…»
В коллекции Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» находится уникальный экспонат – единственный в мире автомобиль «Rolls-Royce» модели «Silver Ghost» («Серебряный призрак») на полугусеничном ходу. Автомобиль был приобретен для главы государства В.И. Ленина в Англии осенью 1922 г. по заказу компании АРКОС (All Russian Cooperative Society Limited). Эта организация была учреждена советской кооперативной делегацией в Лондоне летом 1920 г. по английским законам и зарегистрирована в Министерстве торговли Англии как частная компания с ограниченной ответственностью. Возглавлял советскую делегацию и руководил работой АРКОС нарком внешней торговли Леонид Красин. В условиях дипломатической изоляции советской республики именно эта компания выступала представителем советских внешнеторговых организаций и осуществляла экспортные и импортные операции.
Автомобиль «Роллс-Ройс» (автосани), которым пользовался В.И.Ленин.
По прибытии в Петроград автомобиль доставили на Путиловский завод, где он был переоборудован в автосани: задние колеса заменили на гусеницы, а передние – поставили на лыжи. Этой машиной В.И. Ленин пользовался в последние годы своей жизни, совершая зимние поездки из Москвы в Горки и по окрестностям Подмосковья. Последнюю «услугу» своему уже бывшему владельцу «Роллс-Ройс» оказал после его смерти. В ночь с 21 на 22 января 1924 г. после вскрытия тела личный шофер Ленина Степан Гиль на автосанях доставил мозг вождя из Горок в Москву в Институт мозга, а на обратном пути – цинковый гроб.
Первые автомобили в жизни В.И. Ленина появились в 1917 г., когда после Октябрьской революции он становится главой государства. Машины в его распоряжение подавались из гаража Совета Народных Комиссаров (Совнарком) – первого советского правительства.
История совнаркомовского гаража уходит в 1906 г., когда в Царском Селе под Санкт-Петербургом был открыт Собственный Его Императорского Величества гараж. Это было самое большое автомобильное хозяйство России, насчитывающее более 60 машин как отечественных, так и лучших зарубежных фирм. Практически у каждого автомобиля был свой водитель, которых готовили в открытой при гараже Императорской школе шоферов, куда отбирали наиболее квалифицированных специалистов. Получая достаточно приличное жалование, они должны были не только отлично управлять транспортом, обладать навыками автомеханика, но и, в случае чрезвычайной ситуации, выполнять роль телохранителя монарших пассажиров.
После отречения Николая II Императорский гараж перешел в распоряжение Временного правительства, перегнавшего в одну ночь автомобили из Царского Села в Петроград, а впоследствии его «унаследовал» вместе со штатом водителей и механиков Совнарком.
Для обслуживания В.И. Ленина выделили самых опытных, надежных и проверенных шоферов: С. Гиля, В. Рябова, П. Космачева, Л. Горохова, Т. Гороховика, П. Николаева и А. Демина. За весь «петроградский период» Ленина возили семь водителей, некоторые из них не один год проработали в Императорском гараже. Основным водителем председателя Совнаркома на протяжении шести лет был Степан Казимирович Гиль.
Первым автомобилем Ленина была французская «Turkat-Mery» («Тюрка-Мери») выпуска 1916 г., с кузовом «ландо-лимузин» и рабочим объемом двигателя в 4710 куб. см. Именно эту машину 9 ноября (27 октября) 1917 г. в 10 часов утра впервые подали новому главе государства к подъезду Смольного.
Автомобиль «Тюрка-Мери». Начало ХХ в.
Поиски длились несколько дней и напоминали поиски иголки в стоге сена. И когда надежды уже иссякли, нашел ее в сарае одной из пожарных команд на окраине города. В тот же день были найдены и арестованы организаторы угона. Выяснилось, что автомобиль украли, предъявив поддельный пропуск, сотрудники пожарной части Смольного, чтобы переправить его в Финляндию и там продать. После удачного завершения поисков Степан Гиль вернулся к своим обязанностям личного водителя Ленина.
Смольный в октябрьские дни. 1917 г.
В марте 1918 г. автомобильная база вместе с правительством переезжает из Петрограда в Москву. Одновременно с транспортом в столицу отправляются шоферы и механики. В Москве главу государства обслуживали автомобили разных марок, многие из которых вели свою «родословную» от бывшего Императорского гаража. Так весной и летом 1918 г. он часто пользовался автомобилями французской фирмы «Renault» («Рено»). На «Рено» с кузовом «торпедо» (тип кузова со складной крышей, которая закрывает только зад и верх автомобиля, оставляя бока незакрытыми) Ленин вместе с Н.К. Крупской и М.И. Ульяновой приехал на первый военный парад Красной Армии, который состоялся 1 мая 1918 г. в Москве на Ходынском поле, что было засвидетельствовано кадрами кинохроники.
В.И.Ленин, Н.К. Крупская и М.И. Ульянова на Ходынском поле в Москве. 1 мая 1918 г. За рулем автомобиля «Рено» – С. Гиль.
П. Белоусов. Покушение на В.И. Ленина в 1918 г. 1957 г. Холст, масло.
Комната В.И. Ленина в его кремлевской квартире.
Террористку арестовали и отправили в ВЧК, ею оказалась близкая к партии эсеров Фани Каплан. 3 сентября в отношении ее был вынесен приговор – расстрелять. Приговор привел в исполнение комендант Кремля П.Д. Мальков.
Усадьбы Горки. Вид на Большой дом. Современное фото.
Действительно, в усадьбе, раскинувшейся на высоком речном берегу в окружении старинного парка, были все необходимые условия для полноценного отдыха главы государства: электричество, водопровод, центральное отопление, канализация, телефонная связь и, что немаловажно, близость к Москве. Последней хозяйкой усадьбы Горки была Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот. После трагической гибели мужа, промышленника и мецената, Саввы Тимофеевича Морозова, она вышла замуж за генерал-майора свиты Его Императорского Величества, градоначальника Москвы Анатолия Анатольевича Рейнбота, а в 1909 г. приобрела усадьбу Горки. По проекту знаменитого русского зодчего Ф.О. Шехтеля в усадьбе была проведена реконструкция с учетом всех новейших достижений и требований времени.
Усадьба Горки. Вид на Северный флигель. Современное фото.
Впервые Ленин приезжает в Горки 25 сентября 1918 г. Н.К. Крупская вспоминала: «Его перевезли в Горки, в бывшее имение Рейнбота, бывшего градоначальника Москвы. Дом был хорошо отстроен, с террасами, с ванной, с электрическим освещением, богато обставлен, с прекрасным парком. В нижнем этаже разместилась охрана; до ранения вопрос об охране был весьма проблематичен. Ильич был к ней непривычен, да и она еще не ясно представляла себе, что ей делать, как вести себя. Встретила охрана Ильича приветственной речью и большим букетом цветов. И охрана и Ильич чувствовали себя смущенными. Обстановка была непривычная.
Члены личной охраны В.И. Ленина в Горках. 1923 г.
Мы привыкли жить в скромных квартирках, в дешевеньких комнатах и дешевых заграничных пансионатах и не знали, куда сунуться в покоях Рейнбота. Выбрали самую маленькую комнату, в которой Ильич потом, спустя 6 лет, и умер; в ней и поселились. Но и маленькая комната имела три больших зеркальных окна и три трюмо. Лишь постепенно привыкли мы к этому дому… Потом Горки стали постоянным летним пристанищем Ильича и постепенно были «освоены», приспособлены к деловому отдыху. Полюбил Ильич балконы, большие окна» 19
В.И. Ленин в Горках. 1922 г.
Однако на этом злоключения не закончились. Все направились к расположенному неподалеку Сокольническому райсовету, чтобы доложить о случившемся и вызвать машину. В совете никого, кроме охранника и дежурного телефониста, не оказалось. Все сотрудники во главе с председателем разошлись по домам готовиться к предстоящему празднику. Выслушав рассказ пострадавших, часовой, не узнавший Ленина, отказался впускать их в помещение без документов. Телефонист, который также не признал «главного большевика», отказал в праве на звонок. После долгих препирательств на морозе всех пропустили в райсовет и Степан Гиль, показав оставшийся у него пропуск в Кремль, дозвонился до заместителя ВЧК Я. Петерса. Тот выслал к райсовету три машины с латышскими стрелками, на которых и добрались, наконец, до Сокольников.
Жуков Н.Н. Елка в Сокольниках. 1954 г.
В.И. Ленин и И.В. Сталин на террасе в усадьбе Горки. 1922 г.
31 декабря 1920 г. В.И. Ленин подписывает приказ о выделении из состава автобазы Совнаркома особого гаража, который часто в шутку называл «мой гараж». Позже он получит название «гараж особого назначения» (ГОН). Автомобили гаража предназначались для обслуживания Ленина и членов его семьи. Возглавил ГОН С. Гиль, а с 1923 г. начальником гаража становится личный шофер И.В. Сталина – П. Удалов.
Стоит отметить, что Владимир Ильич никогда не требовал, чтобы его возил автомобиль какой-то конкретной марки и всегда довольствовался той машиной, которую ему высылали из гаража.
Автомобилем, которым практически постоянно пользовался Ленин в последние годы своей жизни, стал «Rolls-Royce» модели «Silver Ghost» («Серебряный призрак»).
Усадьба Горки. Осень в парке. Современное фото.
Во время автомобильных прогулок, Ленин иногда просил остановить машину, чтобы поговорить со встречными крестьянами. Крестьяне не знали Ленина в лицо, для них это был просто господин в роскошном авто, поэтому относились вождю без должного почтения.
Зимой 1919 г. Ленин пишет записку начальнику автобазы Совнаркома, в которой просит в срочном порядке заняться сборкой автосаней системы «Кегресс» не менее трех штук для обслуживания его и Совета Народных Комиссаров. Собирали автосани для Ленина на Путиловском заводе. На лыжи был поставлен американский «Packard» («Паккард»), испытания которого прошли в Москве на Ходынском поле. Но пользовались им недолго – изношенный мотор уже не новой машины не выдержал эксплуатации в новом качестве. Из-за частых загородных поездок, особенно по проселочным дорогам, автомобиль часто ломался и вскоре потребовал капитального ремонта, который проводили также «в срочном порядке». За проделанную работу рабочим, по распоряжению Ленина, была объявлена благодарность и выделен 1 пуд муки в качестве премии.
Но на этом мытарства «Паккарда» не закончились. В январе 1921 г. автосани, которые под управлением шофера Космачева послали к Ленину в Горки, потерпели аварию: лопнули цепи на «кегрессовском» приспособлении. Присланные из Москвы специалисты цепи наладили и машина пошла дальше по назначению. Однако, на подъезде к Горкам на высоком подъеме мотор заглох, сани соскользнули и, перевернувшись несколько раз, упали под откос в овраг. Шофер Космачев получил серьезные ушибы и по распоряжению Ленина был направлен на лечение в санаторий «Горки», расположенный на территории усадьбы. Слесари пострадали в меньшей степени, а вот состояние «Packard» было плачевным. Его отправили на ремонт в автобазу и дальнейшая судьба его неизвестна.
Следующие автосани для Ленина в 1922 г. делались на шасси уже нового автомобиля. Им стал британский «Rolls-Royce» («Роллс-ройс») модели «Silver Ghost» («Серебряный призрак»).
Автомобили этой модели полностью оправдывали свое название: серебристый цвет кузова, часть деталей которого были выполнены из серебра, и мощный мотор, позволявший машине разгоняться до 135 км в час и работавший настолько бесшумно, насколько это было возможно в начале ХХ в. Производители, рекламируя свою машину, заявляли, что самым громким звуком в салоне «Серебряного призрака» было тиканье часов его пассажиров. Журналисты сравнивали шум мотора со стрекотом швейной машинки. Все последующие «Роллс-Ройсы» на основе данного шасси вне зависимости от цвета и типа кузова носили тоже название.
Интересен тот факт, что первое «близкое» знакомство Ленина с «Серебряным призраком» состоялось во Франции в 1910 г. Он описал этот случай в письме к своей сестре М.И. Ульяновой. Владимир Ильич возвращался в Париж с аэродрома в городке Жювизи, где проходило авиашоу с участием аэропланов. По дороге домой простой эмигрант, который не мог позволить купить себе ничего дороже велосипеда, был сбит автомобилем. Ленин, успевший вовремя соскочить, не пострадал, а вот велосипед раздавлен и не подлежал восстановлению. За рулем роскошного «Rolls-Royce» «Silver Ghost» сидел парижский аристократ. Законопослушные прохожие, видевшие аварию, помогли записать номер машины и обеспечили пострадавшего свидетелями. Ленин, узнавший владельца автомобиля, «виконт, черт его дери», подает на водителя в суд, выигрывает процесс и на полученную денежную компенсацию покупает себе новый велосипед, на котором продолжает совершать деловые поездки по Парижу и загородные прогулки.
Живущий в эмиграции на скромные гонорары за свои литературные труды и публичные выступления, Ленин и представить себе не мог, что через десять с небольшим лет, вернувшись в Россию, он станет первым лицом огромного государства, в распоряжении которого будут лучшие автомобили зарубежного автопрома, в том числе и одни из самых надежных и дорогих машин в мире «Rolls-Royce» модели «Серебряный призрак». Среди них – единственный в мире «Silver Ghost» на полугусеничном ходу, выставленный в экспозиции Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские».
Автомобиль В.И. Ленина «Rolls-Royce» модели «Серебряный призрак» на полугусеничном ходу (автосани) у гаража на хозяйственном дворе усадьбы Горки. 1940 г.
На каких автомобилях любил ездить Владимир Ленин
Революционер и коммунист Владимир Ленин, несмотря на скромные вкусы и желание отдать всю власть Советам, а землю – крестьянам, был не чужд некоторым буржуазным привычкам. В частности, он предпочитал передвигаться на редких и весьма дорогих автомобилях. Некоторые из них даже спасали жизнь Ильичу. К 145-летнему юбилею со дня рождения вождя «Газета.Ru» вспомнила, какие машины успели побывать у него в гараже и где можно увидеть сохранившиеся раритеты.
Первое знакомство с Rolls-Royce
Впервые Ленин столкнулся с автомобилем, причем в буквальном смысле, в 1909 году во Франции, где будущий революционер, не обремененный лишними средствами, рассекал на велосипеде. Ничего более престижного он просто не мог себе позволить. Однажды, возвращаясь в Париж из местечка Жювизи-сюр-Орж, где Ленин смотрел на запуск аэроплана, он попал под колеса, как сказали бы сейчас, премиального Rolls-Royce Silver Ghost («Серебряный призрак»). Сам Ленин отделался ушибами, а вот его двухколесный транспорт превратился в груду железа. Через суд взыскав с парижанина солидную сумму на новое аналогичное средство передвижения, Ильич на время прекратил свои автомобильные приключения.
«Апрельские тезисы» с броневика «Враг капитала»
В ночь на 17 апреля 1917 года Владимир Ильич прибег к помощи тяжелой техники, чтобы усилить эффект своих «апрельских тезисов».
Он огласил их с опытного образца броневика «Остин-Путиловец». Говорят, что большевикам удалось угнать машину хитростью прямо из мастерской Петроградского бронедивизиона.
Они уверенно сообщили охране, что броневик забирают на тестовые испытания, и беспрепятственно покинули территорию предприятия. Тяжелую машину весом 5,2 тонны приводил в движение четырехцилиндровый мотор мощностью 50 л.с. При отличной проходимости он мог разогнаться до 60 км/час. Позже он принял участие в штурме Зимнего дворца, а назвали броневик «Врагом капитала». Посмотреть на оригинал можно и сейчас – он стоит в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
Turcat-Mery 28 – первый автомобиль
«Ровно в 10 часов утра мой лимузин «Тюрка-Мери» стоял уже у главного подъезда Смольного», — писал в своих воспоминаниях первый водитель Ильича.
Именно роскошный французский автомобиль Turcat-Mery 28 стал первым в гараже «отца революции». До Февральской революции автомобилем пользовалась великая княжна Татьяна – старшая дочь Николая Второго.
После его облюбовал Александр Керенский, а уж затем на нем стал ездить Ленин. Есть две основные версии о технических данных этой машины. Согласно первой, она была выпущена в 1915 году и оснащалась четырехцилиндровым двигателем впечатляющей для того времени мощностью 50 л.с., а также закрытым кузовом, изготовленным на заказ. Согласно второй версии, автомобиля Turcat-Mery 28 никогда не существовало. Зато в 1908 году был изготовлен туристический ландо-лимузин под названием Turcat-Mery 165 FM. Под капотом у него был 28-сильный двигатель. В пользу второй версии говорят значки советского времени с изображением автомобиля и надписью «На этой машине ездил В.И. Ленин. Тюрка-Мери 1908». Этот автомобиль находился в царском гараже, который потом перешел в распоряжение Временного правительства. После событий Октябрьской революции все машины передали для обслуживания членов Военно-революционного комитета.
Так, 27 октября 1917 года «Тюрка-Мери 165 ФМ» попала к Ленину. А уже в декабре машину угнали контрабандисты прямо со двора Смольного дворца.
На поиски разгневанный вождь революции бросил лучших сыщиков, которые нашли его на финской границе и вернули в гараж.
Обстрелянный Delaunay-Belleville 45
Пока шли поиски угнанного автомобиля, Ильичу пришлось одалживать ландо 1912 года Delaunay-Belleville 45 у народного комиссара по военным делам Николая Подвойского.
Шикарный семиместный лимузин был одним из 45 императорских автомобилей, доставшихся большевикам после революции. Автомобиль оснащался четырехступенчатой коробкой передач и 70-сильным шестицилиндровым мотором объемом почти 12 л.
Машина весом более 2 тонн с легкостью разгонялась до 110 км/час. Кстати, в то время в распоряжение Ленина попал один из бывших шоферов царя Степан Казимирович Гиль, который стал его личным водителем. Именно во время поездки на Delaunay-Belleville 45, который вез вождя с выступления в Михайловском манеже 1 января 1918 года, на Ленина было совершено покушение. За рулем тогда находился другой водитель Ленина — Тарас Гороховик. Он смог скрыться от нападающих, но автомобиль обстреляли так сильно, что починить мечту любого аристократа не было никакой возможности. Ленин не пострадал, а вот машину списали. До наших дней не сохранилось ни одной этой модели.
Renault — 40 CV и нападение на заводе Михельсона
Еще одним французским автомобилем из гаража императора, который оказался в распоряжении Ленина, был Renault — 40 CV. Он оснащался шестицилиндровым двигателем и впервые в истории автомобилестроения мог похвастать усилителями тормозов. Одно из самых известных покушений Ленин пережил именно благодаря этой машине. Оно случилось 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. После очередного митинга Ленин направлялся к автомобилю, когда к нему с вопросом обратилась женщина, известная как Фанни Каплан. Следом раздались три выстрела.
Соратники Ленина быстро положили его в Renault и помчались в Кремль, где врачи спасли жизнь вождя. А 6 января 1919 года «француза» угнали совершенно наглым образом.
Шофер Гиль вез Ильича в Сокольники, когда на дорогу вышли вооруженные люди. Ленин принял их за патрульных и попросил остановиться, после чего стало понятно, что это банальное нападение. Известно, что бандой командовал главарь по фамилии Кузнецов, известный как Яшка-Кошелек. В ответ на требование вылезти из автомобиля вождь удивленно воскликнул:
«Да что вы делаете, я же Ленин!» Но бандиты не расслышали громкой фамилии и уехали. Есть данные о том, что на этом автомобиле они совершили множество преступлений, включая грабежи и убийства.
Rolls-Royce — «Серебряные призраки»
Между тем есть версия, что самое известное нападение на Ленина было совершено, когда он шел к своему Rolls-Royce Silver Ghost. Такая ситуация вполне возможна, поскольку в его распоряжении было целых три этих престижнейших автомобиля.
После нападения здоровье Ленина ослабло и ему требовалось проводить больше времени на свежем воздухе и в покое. Он все больше времени проводил в Подмосковье, ездил в Солнечногорск, Клин, Завидово и любимые Горки. Далеко не все автомобили выдерживали продолжительные поездки по разбитым проселочным дорогам, и самым крепким оказался именно «Серебряный призрак». Но и он не мог свободно ездить по заваленным снегом дорогам.
Так появилось весьма нестандартное решение этой проблемы — в 1921 году на Путиловском заводе специально для главы государства на основе шасси «Серебряного призрака» с кузовом от ателье Continental были построены единственные в мире автомобильные сани на базе Rolls-Royce.
Из-за такого апгрейда скорость автомобиля упала со 135 км/час до 60. Водителю приходилось справляться и с другими неудобствами — резиновые гусеницы пробуксовывали на мокром снегу, очень часто рвалась цепная передача. Но сам Ленин был в полном восторге от созданной для него машины и очень любил на ней путешествовать. Да и доехать до его дачи в Горках было просто невозможно на чем-либо еще. Этот автомобиль сохранился и выставлен в представительстве Rolls-Royce на территории Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» в Московской области.
21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Ленин умер. Его водитель Гиль отправился в Москву на автосанях Rolls-Royce, чтобы сообщить о случившемся. Гроб с телом Ленина был доставлен в Москву именно на этом автомобиле.